Датчик уровня топлива (ДУТ) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099


Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Если вдруг стрелка указателя уровня топлива упала вниз или же ведет себя несколько неадекватно, особо переживать не стоит. Вы легко сможете устранить проблему своими руками, если она заключается в вышедшем из строя датчике.


Внешний вид устройства

Игнорировать поломку датчика уровня топлива (ДУТ) не стоит, поскольку при отсутствии информации об оставшемся количестве топлива, вы сильно рискуете не доехать до автозаправочной станции, а остановиться где-то в глуши.

Причины замены

Вам придется обязательно заменить датчик, если автомобиль начинает выдавать следующее:

  • Стрелка указателя уровня топлива «пляшет» или упала замертво в положение ноль;
  • Постоянно горит индикатор, сообщающий о критическом уровне топлива, хотя вы только что заправили полный бак.


Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Отличия в датчиках на инжекторах и карбюраторах минимальные. Также немного отличаются датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных низкой и высокой панелью.

Разница заключается в показателях сопротивления. Эти параметры необходимо знать в процессе проверки состояние резистора датчика.

Тип панели

Показания сопротивления

В связи с этим, покупая новый датчик уровня горючего, обязательно спрашивайте контроллер для высокой или низкой панели, в зависимости от того, какой автомобиль у вас. Также важно заметить, что в случае с инжекторными двигателями датчик находится внутри бензонасоса, но он основан на том же принципе действия, что и карбюраторный.

Проверка работоспособности

Не спешите выкидывать старый датчик и менять его на новый регулятор. Сначала можно попробовать проверить, действительно ли он не работает.

Для проверки вам в любом случае придется извлечь «подозреваемого».

  1. В салоне автомобиля снимите нижнюю часть заднего кресла, уберите шумоизоляционный материал, если таковой имеется. Так вы откроете себе доступ к смотровому люку в полу автомобиля.
  2. Крестовой отверткой открутите четыре крепежных винта, которые удерживают лючок. Снимите его. Под люком вы обнаружите уплотнительную прокладку, выполненную из резины. В любом случае, даже если старый датчик будет вновь работать на благо вашего автомобиля, эту прокладку следует заменить.
  3. Отключите от датчика питающую колодку с проводами, а затем по периметру открутите крепежные гайки, которые удерживают искомый датчик уровня топлива на корпусе бака. Обычно таких гаек 6 штук, а для их демонтажа потребуется торцевая головка на 8 или обычных гаечный ключ.
  4. Под одной из гаек располагается провод массы, закрепленный на шпильке. Снимите проводок и уберите пока в сторону. Он не должен мешать.
  5. Аккуратно достаньте датчик и не забудьте извлечь уплотнительную прокладку из резины, которая находится прямо под регулятором. Если на ней есть следы повреждений, дефектов, обязательно замените данный компонент.
  6. Когда датчик демонтирован, проверьте визуально его текущее состояние. Если имеются механические повреждения, дальше пытаться его отремонтировать или восстановить работоспособность не имеет никакого смысла. Сразу меняйте.
  7. В случае отсутствия визуальных повреждений, проверьте состояние поплавка. Он может быть разгерметизирован, то есть внутри него имеется топливо, на поверхности элемента видны трещины, различные дефекты, через которые просочилось топливо. Если все это есть в наличии у поплавка, замените весь датчик.
  8. Обязательно продуйте с помощью сжатого воздуха фильтр очистки топлива. Полезное мероприятие, которое точно не повредит вашей топливной системе. Особенно, если качество бензина, которым вы заправляете свой ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего.
  9. Проверьте состояние резистора. Для этого вам потребуется мультиметр в режиме омметра. Подключите измерительное устройство к выводам датчика и замерьте показания. В крайнем нижнем положении (пустой бак) сопротивление должно быть около 315-345 Ом. Если бак заполнен наполовину, сопротивление будет 108-128 Ом. А при пустом баке омметр должен показывать не более 7 Ом. Если же параметры отличаются от указанных, либо сопротивление совсем отсутствует, это говорит о неисправности контроллера. Он подлежит обязательной замене.


Проверка состояния

Обратная сборка

Следовать необходимо по обратному принципу демонтажа. Но тут есть свои нюансы.

  1. Установите на шпильки прокладку бензобака.
  2. Поставьте на место новый или отремонтированный старый датчик.
  3. На одну из шпилек наденьте проводок массы от регулятора уровня топлива, после чего можно закручивать все демонтированные шесть крепежных гаек датчика.
  4. На обе трубки наденьте шланги отвода и подвода топлива. Затем вы сможете до конца закрутить винты хомутов топливопроводных шлангов.
  5. Подключите питающую колодку проводов к регулятору уровня горючего и верните на место крышку люка. Только не забудьте про уплотнительные прокладки. Все они меняются в большинстве случаев на новые. Даже если состояние старых удовлетворительное.

Увы, не всегда замена ДУТ дает необходимый результат. После проведенных работ может оказаться, что с датчиком все хорошо, однако указатель уровня топлива на приборной панели упорно продолжает вести себя неадекватно или вовсе не реагирует.


Отключаем и меняем

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте провести следующие мероприятия.

  • У разъема датчика имеется пара проводов — розового и голубого цвета;
  • От розового функционирует стрелка указателя уровня горючего в баке, а голубой поводок отвечает за лампочку критически низкого уровня топлива;
  • Возьмите любую подручную перемычку, то есть кусочек любого провода, после чего перемычкой замкните на массу розовый проводок, включив при этом зажигание. В этот момент стрелка должна оказаться в положении полного бака;
  • Теперь аналогично с помощью перемычки замыкаем с массой голубой провод. Это должно включить лампочку, которая сообщает на приборной панели о низком уровне топлива внутри бензобака;
  • Если при замыкании перемычкой на массу не работал указатель или лампа, это говорит о том, что «накрылся» сам указатель, либо имеется проблема с состоянием проводки.

В замене датчика нет совершенно ничего сложного. Демонтажные работы вполне можно провести за 30-60 минут при наличии даже небольшого опыта. Что же касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но знать об особенностях его замены должен каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

Устройство карбюратора «девятки»

Опытным, а тем более начинающим автолюбителям следует выучить конструкцию карбюратора своего автомобиля – это поможет решать проблемы, возникновение которых при длительной эксплуатации авто неизбежно.

В руководстве пользователя достаточно подробно изложена схема карбюратора, назначение его узлов и систем, описываются режимы работы и способы устранения самых распространённых неполадок. Другими словами, этот мануал можно назвать вашим первым и основным учебником, позволяющим изучить азы ремонта деталей авто, в том числе карбюратора.

Единственный момент, который следует упомянуть, – в этом руководстве вы не увидите каких-то подробных сведений и нюансов, касающихся разборки карбюратора, с которыми вы можете столкнуться. Разбираться с ними придётся по ходу дела, самостоятельно или обратившись за помощью ко всемирной паутине – в интернете можно найти ответы практически на любые автомобильные вопросы, тем более по ВАЗ 2109.

На автомобили этого семейства устанавливали карбюратор Солекс – отечественную разработку, адаптированную для вазовской классики и более поздних серийных моделей. По этой причине при выходе из строя карбюратора найти подходящий аналог будет нелегко – система автоподсоса присутствует в карбюраторах других марок редко. Впрочем, Солексы выпускаются до сих пор, невзирая на то, что эра карбюраторных машин канула в лету.

Особенности конструкции вазовского карбюратора:

  • он двухкамерный, между камерами располагаются топливные и воздушные жиклёры;
  • у Солекса имеется основная часть и крышка, соединяемые винтами. В крышке смонтированы поплавки, воздушная заслонка, здесь расположено пусковое устройство, установлен электромагнитный клапан;
  • в состав основной части входят диффузоры, система ХХ, дозировки бензина, ускорительный насос. Здесь же нашлось место и экономайзеру, и системе подогрева;
  • сверху к крышке присоединён патрубок подачи топлива, а также патрубок для возврата излишков горючего в бензобак.

Конструкция карбюратора постоянно совершенствовалась, но улучшения не затрагивали принцип функционирования основных блоков и систем.

moz775 › Blog › Checking the fuel level sensor VAZ 2108 — 2109

If the fuel gauge does not work on VAZ 2108 2109 21099, the fuel level sensor must be checked. DUT — the fuel level sensor is located in the gas tank and is a lever on which the float is fixed. Depending on the level of fuel in the tank, the float moves up and down, while the lever moves along the rheostat of the sensor, changing its resistance. The fuel gauge for the high and low panels does not look any different, but they have a slightly different resistance. At the high panel of devices — resistance from 238 to 262 Ohm the level arrow should be located at the beginning of the scale. Then, when the resistance decreases and approaches it to a value of 59-71 ohms, the arrow is in the middle of the scale. At 17-23 ohm, the arrow moves to the beginning of the scale, which corresponds to the full tank of fuel VAZ 2108 2109 21099. For a pointer to the low instrument panel, the resistance values ​​are slightly different: Resistance 285-335 ohm — the arrow is at the beginning of the scale. The resistance of 100-135 ohms is in the middle of the scale, which corresponds to half the tank. The resistance is 7-25 ohm — at the end of the scale, the fuel tank is full. Therefore, fuel level sensors are available for high and low panels. In injector models, the fuel sensor is located in the gasoline pump, but the principle of operation is the same. Proceeding from the above, the very first thing to do if the fuel level gauge

does not work is to check the resistance of the sensor: 1) Remove the rear seat and unscrew the protective cover. 2) Disconnect the wires from the fuel sensor. 3) Unscrew the fuel level sensor and gently remove it from the gas tank. 4) Now, using a multimeter in ohmmeter mode, measure the resistance of the sensor at different positions of the float: the float hanging under its own weight — the resistance should be about 280-330 Ohm. Raise the float all the way up — resistance should be 7-20 Ohm. The figures are for a low instrument panel. 5) If, while moving the float, the sensor does not change its resistance or it differs significantly from the required one, then such a sensor must be replaced. 6) If the sensor is OK, we carefully inspect the sensor connector, the wire to the ground from the sensor. There should be no oxides and rust. Since the fuel level sensor VAZ 2108 2109 21099 is an alternating resistance, oxide and poor contact interfere with its proper operation.

Замена датчика уровня топлива на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Добро пожаловать! Мы с вами будем сегодня разбирать подробную замену датчика уровня топлива в баке. Весь ход замены для вашего же удобства будет подкреплён картинками, а в самом конце статьи вы сможете увидеть видео-ролик, в котором будет подробно описываться замена датчика и его настройка.

Примечание! Ход замены как вы уже увидели из заголовка этой записи, будет происходить на автомобилях «Самарского» семейства!

Краткое содержание:

Где находится датчик уровня топлива? Его местонахождение очень простое, а всё потому что он располагается в полу кузова автомобиля под задним сиденьем. Но что бы к нему подобраться, вам необходимо будет сперва приподнять подушку заднего сиденья и после этого задрав шумо-изоляционный материал вы сможете увидеть датчик уровня топлива, установленный в полу автомобиля.

Примечание! На фото выше стрелка указывает на то где располагается этот датчик, но как вы видите на фото его невидно а всё потому что шумо-изоляционный материал не отогнут!

Когда нужно менять датчик уровня топлива? Он подлежит замене на новый, при:

Неверной работе стрелки уровня топлива, которая изображена на нижнем фото. К примеру при выходе датчика из строя, стрелка уровня топлива может начать неправильно работать или же вообще может прекратить показывать состояния бензина в баке.

А так же при неправильной работе датчика, индикатор дающий знать об окончании бензина в баке может так же давать неверные показания. К примеру бак полон, а индикатор уже загорелся.

Примечание! Не всегда нужно заменять датчик на новый, в некоторых случаях его можно будет просто правильно отрегулировать и всё. Как отрегулировать датчик, вы сможете найти на видео расположенном в низу статьи!

Принцип работы датчика уровня топлива, почему не показывает и как проверить

Датчик уровня топлива (ДУТ), как следует из названия, выполняет единственную функцию – определяет количество горючего, находящегося в топливном баке автомобиля. Размещается он непосредственно внутри бака, а показания передаются на указатель уровня топлива, расположенный на приборной панели, который показывает остаток горючего.

Существует несколько разновидностей ДУТ, самым современным является ультразвуковой, самым массовым – потенциометрический. Автомобили отечественного производства, в частности, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2115 оснащаются потенциометрическими ДУТ поплавкового типа.

  1. Устройство датчика уровня топлива
  2. Другие варианты датчиков уровня топлива
  3. Описание работы датчика уровня топлива
  4. Неисправности датчика
  5. Как проверить работоспособность датчика?

Как заменить датчик уровня топлива на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие: 1) В начале поднимите подушку заднего сиденья. (Как поднять подушку, см. в статье: «Полезная информация про сиденья», в пункте «1-2»)

2) Далее над крышкой люка, чуть отогните небольшой вырезанный кусок шумо-изоляционного покрытия пола. А после отгибания, отверните с помощью отвертки два винта крепления крышки лючка бензобака.

3) Следом рукой отсоедините колодку проводов, от датчика уровня топлива.

4) Далее взяв в руки отвертку, ослабьте с её помощью два винта которые крепят хомуты шланга отвода и подвода топлива.

5) Теперь оденьте гаечный ключ на «10», поочередно на каждый трубку перед обоими шлангами.

6) А после чего сдвиньте шланги с обоих трубок и вследствие чего снимите их.

7) Затем при помощи удлинителя с накидной головкой, отверните шесть гаек которые крепят датчик к баку.

Примечание! Обратите свое внимание на то, что под одной из гаек располагается провод «массы», который так же необходимо снять со шпильки расположенной на бензобаке!

8) Далее аккуратно извлеките датчик из бака.

Примечание! Когда будете извлекать датчик, старайтесь не повредить его поплавок который установлен на кончике! (Указан красной стрелкой)

9) Когда датчик будет снят, снимите в добавок находящуюся под ним прокладку.

Примечание! Если прокладка бензобака будет повреждена, то в таком случае замените её на новую!

Установка: Датчик уровня топлива устанавливается в бензобак в обратном порядке снятию, то есть:

1) Сперва на шпильки кладется прокладка бензобака.

2) Следом на свое место устанавливается датчик.

3) Далее под одну из шпилек одевается провод «массы» датчика и после чего заворачиваются шесть гаек крепления этого датчика.

Ошибки на панели

ВАЗовские версии бортовых компьютеров имеют опцию самодиагностики, что позволяет считывать коды самостоятельно без применения дополнительного оборудования. Далее приведен список распространенных неполадок, встречающихся на авто.

НомерРасшифровка
1Неисправность блока управления мотора.
2Слишком высокое напряжение в бортовой цепи. Обычно возникает при КЗ.
3Датчик уровня топлива – обрыв цепи или повреждение проводки.
4Контроллер уровня антифриза неисправен.
5Регулятор внешней температуры неисправен.
6Двигатель перегрелся, следует остановиться и дать мотору остыть.
7Давление моторного масла меньше минимального. Здесь может быть две причины. Падение уровня смазки или отказ насоса.
8Критическое падение напряжения в бортовой сети.
9Аккумулятор разряжен. Следует проверить исправность генератора и его магистрали.
ЕОшибка пакета данных EEPROM
12Диагностическая лампа неисправна.
13Обрыв цепи лямбда зонда.
14Повышенный сигнал, идущий от датчика температуры антирфиза.
15Контроллер температуры охлаждающей жидкости неисправен.
16/17Неправильное напряжение в бортовой сети.
19ДПКВ отказал.
21Регулятор положения дроссельной заслонки неисправен.
24Датчик скорости неисправен.
27/28Датчики системы отработанных газов посылают неправильные сигналы.
35Холостые обороты выставлены неправильно.
41Регулятор фаз работает некорректно.
44/45Чрезмерно обедненная или обогащенная смесь в цилиндрах.
49Потеря герметичности в магистралях двигателя.
61Лямбда зонд неисправен.

Особенности датчика

Датчик уровня топлива ВАЗ в большинстве моделей практически не отличается конструктивными особенностями. ДУТ представляет собой устройство с поплавком, закрепленное в бензобаке автомобиля. Благодаря положению поплавка мы получаем представление о количестве бензина в запасе — чем ниже он опускается, тем меньше будет количество топлива. Особенности работы этого устройства имеют мелкие отличия в зависимости от типа двигателя. Неважно карбюратор или инжектор в вашей системе — принцип работы и расположения датчика остаются прежними.

Измерительное устройство, как уже было упомянуто ранее, находится в баке, а доступ к нему можно получить, если отклонить заднее пассажирское сиденье. Это пригодится, если вам понадобится проверить датчик на работоспособность или заменить его.

Когда наступает необходимость в его проверке:

Устройство карбюратора

Сегодня существует множество различных моделей карбюратора, в их числе, изображенный на фото вверху. Устройство это служит для приготовления и подачи смеси из воздуха и бензина в двигатель. Однако во всех карбюраторных двигателях, которые используются в отечественных и даже импортных автомобилях, есть возможность уменьшить расход бензина и сделать любой карбюратор немного более экономичным. Инструкция по повышению экономичности:

  • Даже простейший карбюратор имеет в конструкции: дроссельную заслонку, диффузор, поплавковую камеру с поплавком, жиклёр с распылителем Бензин поступает по магистрали из бака в поплавковую камеру
  • В этой камере располагается латунный поплавок (он пустотелый) и на него опирается запорная игла
  • Если уровень бензина в камере доходит до определенного уровня, тогда поплавок всплывает, давит на иглу, заставляя перекрыть подающую трубку, и после этого подача бензина в карбюратор останавливается
  • Когда двигатель работает, горючее расходуется, и соответственно его уровень внутри камере понижается, при этом поплавок опускается, перестает воздействовать на иглу и игла снова открывает трубу, возобновляя подачу топлива
  • Благодаря работе такой системы внутри поплавковой камеры поддерживается необходимый уровень горючего, что очень важно, чтобы правильно работал мотор и для регулирования расхода бензина
  • Чтобы снизить расход бензина своими руками на автомобиле, имеющем карбюраторный тип двигателя, вам необходимо будет приобрести в магазине специализирующемся на автомобильных запасных частях, специальный ремкомплект, в котором размер жиклеров будет меньше, чем имеются в стандартном карбюраторе
  • При этом, цена ремкомплекта на отечественный автомобиль как правило, будет на порядок ниже, чем на импортный
  • Топливный жиклер предназначен для того, чтобы подавать бензин в распылитель из поплавковой камеры
  • При этом количество подаваемого топлива зависит напрямую от типа этого жиклёра, а точнее от его размера и формы
  • А, следовательно, чем меньше у вас объём мотора, на который был рассчитан жиклёр, значит, тем меньше бензина будет поступать через него в распылитель, а это значит, что и расход его будет меньше
  • Поэтому, чтобы снизить расход в карбюраторе, вам достаточно будет приобрести ремкомплект с подходящими жиклерами, однако рассчитанными на сниженный объем двигателя
  • Например, на карбюратор ваз 21011, рассчитанный на объем мотора 1.3 литра вам необходимо будет приобрести ремкомплект для Таврии. Объём двигателя, у которой, 1.1 литра
  • После приобретения подходящего ремкомплекта, снимаете карбюратор и разбираете его
  • Меняете его стандартные жиклеры, на новые отверстия которых, рассчитаны для двигателя меньшего объема
  • Затем собираете карбюратор и возвращаете его на место
  • После правильной разборки и правильной сборки, а так же установки таких жиклеров расход бензина должен снизиться

Разбор узла, его обратная сборка

Для проверки работоспособности датчика ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 необходимо разобрать узел. Понадобится такой набор инструментов:

  • отвертка;
  • ключ на 7;
  • сменная головка на 10.

Последовательно выполняются следующие действия:

  1. Откидываем заднее сидение, видим крышку. Крестовой отверткой откручиваем крепления, снимаем крышку отделения.
  2. В отсеке ворох проводов, все их нужно аккуратно поочередно отключить, чтобы не повредить. Здесь пригодится головка на 7.
  3. Далее головкой на 10 откручиваем сам датчик топлива, после чего извлекаем его из бензобака. Делать это стоит осторожно, без рывков.

На этом все манипуляции по разбору узла датчика окончены. Теперь устройство можно почистить, проверить сопротивление или заменить его. Если на корпусе устройства есть внешние механические повреждения, его можно даже не проверять, а лучше сразу заменить на новый. Датчик ремонту не подлежит так же, как и его запчасти. Сборка проводится в обратном порядке, без каких-либо изменений. Перед подключением проводов желательно проверить их целостность. Это все, что может понадобиться при демонтаже узла.

Проверка работоспособности

Датчик топлива ВАЗ 2109 можно проверить на работоспособность благодаря омметру или мультиметру. После того как устройство извлечено из бензобака, его контакты стоит подключить к тестеру. Фиксируем поплавок в одном положении и смотрим на показатели. В итоге должно получиться 275-320 Ом в верхнем положении поплавка или 5-20 Ом в нижнем. Посредине показатель сопротивления 100-130 Ом. Эти показатели для низкой панели приборов.

Для высокой панели эти значения отличаются:

В случае если показатели устройства соответствуют приведенным примерам — прибор работает, с датчиком все в порядке, ремонт или замена ему не нужны. Когда присутствуют значительные отклонения, стоит проверить целостность проводов. Если они в порядке — неисправен сам датчик и его необходимо заменить.

Причины ошибок

Основная причина того, почему уровень топлива может неверно отображаться на панели приборов — длительная эксплуатация датчика.

Чаще всего устройство заменяют аналогичным из другой модели автомобиля, например, ВАЗ 21099, 2110. После замены некоторые водители замечают некорректное отображение данных. Чаще всего такое случается, если датчик снят с более ранней версии автомобиля и поставлен на позднюю, например, с 2109 на 2110 модель. Кроме того, неверные данные могут быть и после установки европанели.

Причина может быть в контактах, но точного решения нет, поэтому если хотите менять датчик, то ищите аналогичную модель.

Еще одна причина — замусоренный поплавок. Когда эта часть устройства длительное время находится в бензине без чистки, то может покрыться довольно неприятным налетом. Как следствие — утяжеление конструкции, что приводит к постоянно завышенным показателям, а также к быстрой поломке рычага и поплавка. Поплавок можно заменить, но только на точно такой же, а не похожий.

Причины неисправности

Причинами, почему не работает датчик уровня топлива либо он неправильно показывает, становятся такие неисправности:

  • Поплавок потерял герметичность. Подобная ситуация актуальна, когда в качестве поплавка используется шарик из хрупкой пластмассы, которая может растрескаться в результате механического воздействия либо в результате эксплуатации авто при сильных морозах. В этом случае поплавок будет находиться внутри жидкости или, что чаще, попросту утонет и ляжет на дно. Результатом будет постоянные показания прибора, что в баке нет топлива. Ремонтные меры предусматривают замену поплавка либо же всего узла целиком. Еще редкий вариант заключается в том, что поплавок может попросту отсоединиться от рычага, на котором он закреплен и «уйти в самостоятельное плавание».
  • Деформация рычага, на котором держится поплавок. В результате этого поплавок может терять подвижность либо отражать не корректную информацию. Часто такая ситуация происходит при неаккуратном извлечении топливного модуля с бака, но иногда даже и как результат длительной эксплуатации машины на дорогах с неровным покрытием, то есть, при постоянных вибрациях при езде. Можно попытаться придать рычагу изначальную форму, однако чаще всего соответствующий рычаг просто меняют на новый.
  • Повреждение корпуса датчика. В результате этого может измениться показания резистивных элементов либо повреждение рычага, снимающего соответствующие показания. В данном случае причиной, почему датчик не правильно показывает уровень топлива — это использование некачественного бензина либо ударные механические нагрузки на деталь.
  • Выход из строя резистивных элементов. Это достаточно частая причина, почему датчик уровня топлива не работает. Элементы на реостате выходят из строя по естественным причинам, то есть, в результате стирания при длительной эксплуатации. Возможен вариант, когда износ частичный, например, посередине. В этом случае стрелка прибора будет дергаться. Также возможно, что между скользящим элементом и резистивной дорожкой пропал контакт вследствие повреждения либо износа резистивного напыления либо ослабления прижима лапки бегунка. При такой неисправности стрелка будет лежать на нуле.

  • Отсутствие электрического контакта на определенном участке цепи. Как правило, на контактах, которые окисляются либо влагой, либо топливом. Могут быть повреждены провода, их изоляция, обрыв. Также иногда возникают проблемы с электрическими разъемами.
  • Сигнальный провод «коротит» на «массу». В этом случае значение его сопротивления будет искажаться и стремиться к нулю. При такой неисправности датчик уровня неправильно показывает уровень передавая информацию, что бак полностью залит.
  • Перегорание предохранителя, отвечающего за работу датчика уровня топлива. Номер предохранителя необходимо смотреть в электрической схеме конкретного автомобиля.
  • Нарушение крепления датчика на корпусе топливного бака. Например, с перекосом. Как правило, в такой ситуации запах топлива распространяется наружу, в частности, в салоне будет слышен запах бензина.
  • Встречаются случаи, когда у резистивной платы, по которой движется бегунок, попросту отваливается крепежная пайка.
  • У трубчатых датчиков уровня топлива может быть оборван сигнальный провод. В этом случае стрелка будет постоянно показывать пустой бак.
  • Также трубчатым датчикам свойственен налет, который может образоваться на направляющей стойке. Это естественным образом приведет к затруднению (и даже невозможности) движения поплавка. Налет обычно образуется в результате использования некачественного топлива (с большим количеством парафина, газолина вместо бензина). В этом случае стрелка прибора замрет в одном положении, причем не обязательно в одном из крайних.
  • У бесконтактных датчиков может быть поврежден магнитный датчик и/или его проводка. На некоторых из них устанавливается специальная контрольная и управляющая плата. Проблема может быть и с ней. В этом случае обычно датчик полностью выходит из строя, то есть, не показывает уровень топлива вообще.

Чаще всего проблемы возникают с поплавками либо с резистивными элементами, которые со временем истираются и перестают передавать корректные данные. Но заметьте, что когда уровень топлива не показывается, то не всегда виноват именно датчик. Часто не работает стрелка, и тут виноват уже прибор на панели, который, по сути, является потенциоментром. Поэтому если датчик топливо неправильно показывает, то нужно его снять и проверить мультиметром и произвести визуальную дефектовку.

Замена датчика топлива ваз 2109

Если указатель уровня топлива начал показывать неверные данные, которые отличаются от реального объема бензина в баке, самой вероятной причиной этому является проблема с датчиков уровня топлива. Он находится непосредственно в бензобаке и чтобы до него добраться, нам понадобится следующий инструмент:

  • плоская и крестовая отвертка
  • плоскогубцы
  • головка на 7
  • трещотка с удлинителем

Итак, первым делом необходимо откинуть кресло заднего сиденья, потянув за шнурок, и под ним ближе к правой стороне пола можно увидеть вот такой лючок:

Откручиваем два самореза и поднимаем крышку:

Далее необходимо отсоединить штекер питания от датчика, как наглядно продемонстрировано ниже на фото:

Затем откручиваем отверткой хомуты крепления шлангов и снимаем их со штуцеров ДУТ. Если шланги не снимались долгое время и вы никогда туда не заглядывали, то не исключено, что там все может заржаветь, как в случае с моей экспериментальной 2109, тогда придется сдергивать их при помощи плоскогубцев:

После чего остается открутить все гайки по кругу, которые крепят датчик уровня топлива ВАЗ 2109-2108 к бензобаку:

И аккуратно вынимаем его из бака, проворачивая его таким образом, чтобы найти удобное положения для изъятия, не повредив поплавок:

Замена осуществляется в случае неисправности данного устройства и выполняется в обратной последовательности. Цена датчика составляет порядка 300 рублей для автомобилей ВАЗ 2109, 2108, 21099. После установки обязательно проверяем все соединения, чтобы хомуты шлангов были затянуты основательно, иначе в салоне будет постоянно присутствовать запах бензина из-за плохой герметичности соединения.

Также, стоит обратить внимание на уплотнительную резиновую прокладку, которая установлена между баком и ДУТ. И если она потрескавшаяся или имеет другие следы износа, ее стоит заменить новой.

Меняем датчик уровня топлива ВАЗ 2109 (карбюратор)

Сложность: 1 из 10

Кол-во рабочих: 1 чел.

Место проведения ремонта: Во дворе

Займет времени: Не квалифицированный рабочий справится в течении 30 минут.

Нам понадобится: 1. Отвертка имеющая крестообразный шлиц PH2 — 1 шт.; 2. Трещотка 14″ — 1 шт.; 3. Торцовая головка 6 мм — 1 шт.; 4. Пассатижи — 1 шт.; 5. Возможно понадобится гаечный рожково-накидной ключ 6 мм.

Регулировка уровня топлива карбюраторов ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110

Снимаем корпус воздушного фильтра. Двумя ключами «на 8» ослабляем крепление тяги привода к рычагу управления воздушной заслонкой.

Отверткой отворачиваем винт и снимаем кронштейн крепления оболочки тяги вместе с тягой привода.

Ослабив хомуты, снимаем со штуцеров карбюратора топливоподводящий и топливоотводящий шланги.

В шлангах может остаться небольшое количество топлива.

Снимаем наконечник провода с вывода электромагнитного клапана ЭПХХ.

Отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки карбюратора .

Аккуратно, стараясь не повредить поплавки и прокладку, снимаем крышку.

Чтобы не потерять винты крепления, крышку переворачиваем поплавками вверх над столом или крышкой корпуса воздушного фильтра.

Недопустимо класть крышку поплавками вниз во избежание повреждения кронштейна поплавков.

Перед регулировкой уровня топлива следует проверить взаимное положение поплавков, а также их положение относительно стенок поплавковой камеры.

Положение поплавков удобно проверить по отпечатку привалочной плоскости корпуса карбюратора на прокладке крышки.

Поплавки должны располагаться по центрам отпечатков, а боковые поверхности поплавков должны быть параллельны стенкам поплавковой камеры. Положение поплавков изменяем подгибанием их держателей. Если прокладка повреждена, то отпечатки на новой можно получить, окрасив тонким слоем отработанного масла, маркером или фломастером привалочную плоскость поплавковой камеры и прижав крышку винтами к корпусу карбюратора. Удерживая крышку горизонтально поплавками вверх, проверяем, чтобы опорная поверхность язычка кронштейна поплавков была перпендикулярна оси игольчатого клапана. При необходимости плоскогубцами или отверткой подгибаем язычок. Если опорная поверхность язычка деформирована или имеет заусенцы, например после неаккуратного ремонта, следует снять поплавки. Выровнять поверхность можно с помощью плоскогубцев и надфиля. При сильном повреждении язычка заменяем поплавки с кронштейном. Для регулировки уровня топлива переворачиваем крышку поплавками вверх и устанавливаем ее на горизонтальную поверхность. Демпферный шарик при этом должен быть утоплен в иглу клапана под весом поплавков. Хвостовиком сверла или отрезком проволоки диаметром 1 мм проверяем зазор между выступом каждого поплавка и прокладкой крышки.

Зазоры должны быть одинаковыми и равны 1±0,25 мм. Величину зазора регулируем подгибанием держателей поплавков. Более точно положение поплавков можно отрегулировать с помощью штангенциркуля-глубиномера. Для этого отмеряем от наружной кромки прокладки со стороны рычага управления воздушной заслонкой 5,7 мм и острозаточенным карандашом делаем метку.

Выставляем на шкале штангенциркуля 70,6 мм. Установив одну губку штангенциркуля на метку, проверяем положение поплавков. Между губками и боковыми поверхностями поплавков должен быть зазор не более 1 мм.

Чтобы отрегулировать уровень топлива с помощью штангенциркуля, выставляем на его шкале 34 мм. Линейкой глубиномера проверяем расстояние от прокладки крышки до верхней кромки каждого поплавка.

Подгибая держатель, добиваемся, чтобы кромки поплавков находились на уровне торца штангенциркуля. Поднимая поплавки за кронштейн, проверяем их ход, который при измерении по нижнему углу поплавка должен составлять 15 мм.

Для регулировки хода подгибаем ограничительный выступ на кронштейне.

Отрегулировав положение поплавков. поворачиваем крышку вертикально (демпферный шарик при этом не должен быть утоплен в иглу клапана) и убеждаемся, что линия от пресс-формы на боковой поверхности поплавков параллельна привалочной плоскости крышки.

Значительное отклонение от параллельности при правильной регулировке уровня топлива свидетельствует о неисправности поплавкового механизма: чаще всего из-за западания демпферного шарика.

Причины замены

Вам придется обязательно заменить датчик, если автомобиль начинает выдавать следующее:

  • Стрелка указателя уровня топлива «пляшет» или упала замертво в положение ноль;
  • Постоянно горит индикатор, сообщающий о критическом уровне топлива, хотя вы только что заправили полный бак.

Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Отличия в датчиках на инжекторах и карбюраторах минимальные. Также немного отличаются датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных низкой и высокой панелью.

Разница заключается в показателях сопротивления. Эти параметры необходимо знать в процессе проверки состояние резистора датчика.

Тип панели

Показания сопротивления

В связи с этим, покупая новый датчик уровня горючего, обязательно спрашивайте контроллер для высокой или низкой панели, в зависимости от того, какой автомобиль у вас. Также важно заметить, что в случае с инжекторными двигателями датчик находится внутри бензонасоса, но он основан на том же принципе действия, что и карбюраторный.

Место 21093 в линейке моделей АвтоВАЗа

Прототипом для ВАЗ 21093 выступил переднеприводный хэтчбек ВАЗ 2109 «Спутник», с карбюраторным двигателем объемом 1,3 л, выпускавшийся в Тольятти с 1987 года. Мощность его двигателя составляла 64 лошадиные силы. Внешне 21093 «Самара», появившийся в 1990 году, мало чем отличался от 2109. Габариты, дизайн, оформление – все было почти как у девятки. Основные отличия были спрятаны под капотом.

Модификация 21093 получила новый двигатель. Конструкторы Волжского автозавода увеличили диаметр цилиндров с 78 до 82 мм при прежнем ходе поршня, составляющем 71 мм. Это дало увеличение рабочего объема с 1288 см кубических до 1499. У автомобиля выросла мощность, улучшились эксплуатационные характеристики (скорость и разгонная динамика), немного уменьшился расход топлива. В целом автомобиль ВАЗ 21093 приобрел заметную живость.

Проверка работоспособности

Не спешите выкидывать старый датчик и менять его на новый регулятор. Сначала можно попробовать проверить, действительно ли он не работает.

Для проверки вам в любом случае придется извлечь «подозреваемого».

  1. В салоне автомобиля снимите нижнюю часть заднего кресла, уберите шумоизоляционный материал, если таковой имеется. Так вы откроете себе доступ к смотровому люку в полу автомобиля.
  2. Крестовой отверткой открутите четыре крепежных винта, которые удерживают лючок. Снимите его. Под люком вы обнаружите уплотнительную прокладку, выполненную из резины. В любом случае, даже если старый датчик будет вновь работать на благо вашего автомобиля, эту прокладку следует заменить.
  3. Отключите от датчика питающую колодку с проводами, а затем по периметру открутите крепежные гайки, которые удерживают искомый датчик уровня топлива на корпусе бака. Обычно таких гаек 6 штук, а для их демонтажа потребуется торцевая головка на 8 или обычных гаечный ключ.
  4. Под одной из гаек располагается провод массы, закрепленный на шпильке. Снимите проводок и уберите пока в сторону. Он не должен мешать.
  5. Аккуратно достаньте датчик и не забудьте извлечь уплотнительную прокладку из резины, которая находится прямо под регулятором. Если на ней есть следы повреждений, дефектов, обязательно замените данный компонент.
  6. Когда датчик демонтирован, проверьте визуально его текущее состояние. Если имеются механические повреждения, дальше пытаться его отремонтировать или восстановить работоспособность не имеет никакого смысла. Сразу меняйте.
  7. В случае отсутствия визуальных повреждений, проверьте состояние поплавка. Он может быть разгерметизирован, то есть внутри него имеется топливо, на поверхности элемента видны трещины, различные дефекты, через которые просочилось топливо. Если все это есть в наличии у поплавка, замените весь датчик.
  8. Обязательно продуйте с помощью сжатого воздуха фильтр очистки топлива. Полезное мероприятие, которое точно не повредит вашей топливной системе. Особенно, если качество бензина, которым вы заправляете свой ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего.
  9. Проверьте состояние резистора. Для этого вам потребуется мультиметр в режиме омметра. Подключите измерительное устройство к выводам датчика и замерьте показания. В крайнем нижнем положении (пустой бак) сопротивление должно быть около 315-345 Ом. Если бак заполнен наполовину, сопротивление будет 108-128 Ом. А при пустом баке омметр должен показывать не более 7 Ом. Если же параметры отличаются от указанных, либо сопротивление совсем отсутствует, это говорит о неисправности контроллера. Он подлежит обязательной замене.

Проверка состояния

Обратная сборка

Следовать необходимо по обратному принципу демонтажа. Но тут есть свои нюансы.

  1. Установите на шпильки прокладку бензобака.
  2. Поставьте на место новый или отремонтированный старый датчик.
  3. На одну из шпилек наденьте проводок массы от регулятора уровня топлива, после чего можно закручивать все демонтированные шесть крепежных гаек датчика.
  4. На обе трубки наденьте шланги отвода и подвода топлива. Затем вы сможете до конца закрутить винты хомутов топливопроводных шлангов.
  5. Подключите питающую колодку проводов к регулятору уровня горючего и верните на место крышку люка. Только не забудьте про уплотнительные прокладки. Все они меняются в большинстве случаев на новые. Даже если состояние старых удовлетворительное.

Увы, не всегда замена ДУТ дает необходимый результат. После проведенных работ может оказаться, что с датчиком все хорошо, однако указатель уровня топлива на приборной панели упорно продолжает вести себя неадекватно или вовсе не реагирует.

Отключаем и меняем

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте провести следующие мероприятия.

  • У разъема датчика имеется пара проводов — розового и голубого цвета;
  • От розового функционирует стрелка указателя уровня горючего в баке, а голубой поводок отвечает за лампочку критически низкого уровня топлива;
  • Возьмите любую подручную перемычку, то есть кусочек любого провода, после чего перемычкой замкните на массу розовый проводок, включив при этом зажигание. В этот момент стрелка должна оказаться в положении полного бака;
  • Теперь аналогично с помощью перемычки замыкаем с массой голубой провод. Это должно включить лампочку, которая сообщает на приборной панели о низком уровне топлива внутри бензобака;
  • Если при замыкании перемычкой на массу не работал указатель или лампа, это говорит о том, что «накрылся» сам указатель, либо имеется проблема с состоянием проводки.

В замене датчика нет совершенно ничего сложного. Демонтажные работы вполне можно провести за 30-60 минут при наличии даже небольшого опыта. Что же касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но знать об особенностях его замены должен каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

  • 238-262 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0;
  • 59-71 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы;
  • 17-23 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что свидетельствует о полном баке топлива
  • 285-335 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0 отметки;
  • 100-135 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы указателя уровня горючего;
  • 7-25 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что говорит о полностью заправленном баке
  • 238-262 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0;
  • 59-71 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы;
  • 17-23 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что свидетельствует о полном баке топлива
  • 285-335 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0 отметки;
  • 100-135 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы указателя уровня горючего;
  • 7-25 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что говорит о полностью заправленном баке

Принцип работы ДУТ

Принцип работы датчиков уровня топлива классический и простой – изменения положения поплавка «считывает» контрольное устройство, и передает информацию цифровым или аналоговым сигналом к приборам визуального контроля. Точность данных определяет вид и особенности устройства контрольного оборудования.

Рычажного типа

Взаимодействие элементов датчика этого типа представлено следующим:

  • поплавок постоянно занимает верхний уровень топлива;
  • потенциометр, подключенный к электросети автомобиля через индикатор на приборной панели, при полностью заполненном бензобаке, создает сопротивление около 7 Ом, что соответствует отметке на приборе контроля «П»;
  • при работе двигателя бензин расходуется, уменьшая количество топлива в баке – поплавок опускается вместе с падением уровня, перемещая бегунок потенциометра;
  • движение последнего по резистивным пластинам плавно увеличивает сопротивление до 230 – 340 Ом (зависит от характеристик автомобиля), где максимальное значение информирует о полностью пустом баке.

Надежность такой конструкции проверена годами использования. Вместе с тем, точность показаний со временем ухудшается из-за износа резистивных пластин и бегунка.

Трубчатого типа

В работе датчика трубчатого типа использован принцип управления, аналогичный снятию информации рычажными системами, но имеются принципиальные конструктивные отличия. Его основные элементы представлены:

  • Корпус с направляющей стойкой и резистивным проводом.
  • Поплавок, оборудованный контактными кольцами.
  • Фланец крепления устройства с контактной группой для подключения управляющих проводов.

Контроль уровня топлива осуществляется в следующем порядке:

  • через отверстие в нижней части корпуса поступает топливо;
  • по мере заполнения бака поплавковый механизм перемещается, и будет стоять верхней точке;
  • его движение изменяет сопротивление и, следовательно, показатель наполненности бака на индикаторе;
  • в верхней точке задействован небольшой отрезок контактного провода, и сопротивление имеет минимальное значение, нижней – длина увеличивается, с соответствующим возрастанием конечных показателей.

Размещение поплавка в ограниченном, сглаживающем колебания автомобиля, пространстве обеспечивает информирование об уровне топлива точнее, чем узлы рычажного типа. Но возможность установки на автомобили ограничена конструктивными особенностями топливных баков.

Электронный (бесконтактный)

Электронные датчики уровня топлива устанавливают в бак при использовании современных образцов бензина на этаноловой, метаноловой основе или био дизеля, так как монтаж контактных узлов определения уровня не эффективен – показания неточны, а износ деталей велик. В свою очередь, неактивный магнитный датчик положения жидкости с задачей справляется успешно и, имеет следующие особенности:

  • Исполнительная часть находится в герметическом корпусе, с топливом соприкасается только магнитный поплавок и рычаг.
  • Измерения высоты топлива осуществляется сигналом, сгенерированным магнитным полем.
  • Изменения фиксируются заранее определенными отрезками, прохождение которых изменяет амплитуду сигнала обратной информации. Так, при заправке бака «до полного» датчик сменит показания только после прохождения следующей отметки, и водитель не будет иметь возможности наблюдать за плавным падением уровня.

Чтобы посреди пути не остаться без топлива, требуется знать количество горючего в баке. Благодаря устройству можно понять, нужно или нет посещать заправку, какой запас бензина присутствует в баке и получится ли ехать далее. Это не просто полезное устройство, а прибор, отвечающий за уровень безопасности на дороге. Современным законодательством предусмотрено обязательное наличие подобного датчика и его исправное состояние.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]