Общее описание семейства
- (1967-69);
- (1969-75);
- (1975-1979);
- (1979-1992);
Также, с ним тесно связаны автомобили:
Выходной сигнал передачи передается через карданный вал на один или несколько дифференциалов, в то время как дифференциал может также обеспечивать передачу редуктора, его основная цель — разрешить вращению колес с любого конца оси с разных скоростей, поскольку она изменяет направление вращение. Ранние передачи включали в себя приводы с прямым углом и другую передачу в ветряных мельницах, лошадиных устройствах и паровых двигателях, в поддержку насосных, фрезерных, самые современные редукторы используются для увеличения крутящего момента при одновременном снижении скорости выходного вала первичного двигателя.
- ЛуАЗ-1302
; - ЛуАЗ-2403
; - ЛуАЗ-1301
;
ЛуАЗ-969 был первенцем отечественного автомобилестроения по целому ряду пунктов. Это был первый отечественный переднеприводный автомобиль (вариант «969В» без привода на заднюю ось); первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование»; первый серийный отечественный автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
Это означает, что вал коробки передач вращается с меньшей скоростью, чем входной вал. Коробка передач может быть настроена на противоположное и обеспечивает увеличение скорости с уменьшением крутящего момента. Некоторые из самых простых редукторов просто изменяют направление вращения передачи энергии.
Многие типичные автомобильные трансмиссии включают в себя возможность выбора одного из нескольких передаточных отношений, в этом случае большая часть передаточных чисел используется для замедления выходной скорости двигателя и увеличения крутящего момента. Волынская область — Волынская область — это область на северо-западе Украины. Ковель — самый западный город, а последняя станция в Украине — линия от Киева до Варшавы. В межвоенный период большая часть территории, организованная как Волынское воеводство, находилась под польским контролем, многие украинцы радовались воссоединению, но польское меньшинство понесло жестокую судьбу.
Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.
Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность ЛуАЗ-ов. Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, очень затруднённый доступ на передние сидения, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для того, для чего она создавалась — эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Явным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» — шумный и недостаточно мощный, что было исправлено на поздних модификациях.
Тысячи поляков, особенно отставные польские офицеры и интеллигенция, были депортированы в Сибирь, большая часть этих депортированных погибла в экстремальных условиях советских трудовых лагерей, и большинство из них никогда не смогли вернуться на Волынь. Регион стал основой нескольких сетей, и многие члены населения обслуживали партизан. Поляки в районе части Польской армии. Когда они разочаровались в нацистской программе, они стали ориентироваться на всех неграждан для ликвидации. Большинство поляков, оставшихся в этом регионе, были вынуждены уехать в Восстановленные территории западной Польши, немецкое население которых было выслано.
Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей — например, западно-германские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis (1978-1988), восточно-германский , принятой на вооружение Советской армии как ТПК — «транспортёр переднего края».
В годы Корейской войны (1949-53 г.г.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69 , при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Некоторые из украинцев на стороне, особенно вокруг города Холм, также были насильственно переселены в Украину. В этой области произошла быстрая индустриализация, в том числе строительство Луцкого Автомобильного завода, тем не менее этот район остается одним из самых сельских районов бывшего Советского Союза.
Дисковый тормоз — энергия движения преобразуется в отработанное тепло, которое должно быть рассеяно. Гидравлические дисковые тормоза являются наиболее часто используемой формой тормоза для автомобилей, по сравнению с барабанными тормозами, дисковые тормоза обеспечивают лучшую остановку, потому что диск легче охлаждается. Как следствие, диски менее подвержены тормозному затуханию, вызванному перегревом тормозных компонентов, дисковые тормоза также быстрее восстанавливаются от погружения. Большинство конструкций барабанных тормозов имеют по крайней мере один ведущий башмак, который дает сервоэффект, и это, как правило, дает водителю лучшее ощущение и помогает избежать надвигающейся блокировки.
Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый междосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким.
Барабаны также склонны к проникновению колокола и ловушке изнашиваемого материала подкладки в сборке, причем тормозной диск обычно изготовлен из чугуна, но в некоторых случаях он может быть изготовлен из композитов, таких как армированные углерод-углеродные или керамические матричные композиты. Однако выбор металлов в этот период означал, что он должен был использовать медь в качестве тормозной среды, действующей на диск. Вместо диска с суппортом, сжимающим на нем, в этой системе использовались двухдисковые диски, которые натирались на поверхность чугунного тормозного барабана.
Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его участию были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец ». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.
Диски раздвигаются для создания трения относительно поверхности барабана посредством действия стандартных колесных цилиндров. Сервомеханизм. В технике управления сервомеханизм, иногда сокращенный до сервопривода, является автоматическим устройством, которое использует отрицательную обратную связь с ошибкой для коррекции действия механизма. Он обычно включает встроенный кодер или другой механизм обратной связи по положению, чтобы гарантировать, что выход достигает желаемого эффекта, этот термин правильно применяется только к системам, в которых сигналы обратной связи или коррекции ошибок помогают управлять механическим положением, скоростью или другими параметрами.
Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало введения принудительного воздушного охлаждения при помощи вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).
Например, управление стеклоподъемником не является сервомеханизмом. Напротив, круиз-контроль автомобилей использует обратную связь с обратной связью, которая классифицирует его как сервомеханизм, общий тип сервопривода обеспечивает контроль положения. Обычно сервоприводы являются электрическими, гидравлическими или пневматическими, и они работают по принципу отрицательной обратной связи, где управляющий вход сравнивается с фактическим положением механической системы, измеренным каким-то преобразователем на выходе.
Любая разница между фактическими и желаемыми значениями усиливается и используется для управления системой в необходимом для уменьшения или устранения ошибки. Эта процедура является широко используемым применением теории управления, типичные сервомоторы могут давать вращательный или линейный выход. Управление скоростью через регулятор — это еще один тип сервомеханизма, паровой двигатель использует механические регуляторы, еще одно раннее применение — регулирование скорости водяных колес. Многие камеры с автофокусом также используют сервомеханизм для точного перемещения объектива, жесткий диск имеет магнитную сервосистему с точностью до микромиметра.
Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.
В промышленных машинах сервоприводы используются для выполнения сложных движений, сервомотор — это особый тип двигателя, который комбинируется с поворотным датчиком или потенциометром для формирования сервомеханизма. Эта сборка, в свою очередь, может стать частью другого сервомеханизма. Потенциометры подвержены дрейфу при изменении температуры, в то время как датчики более стабильны, сервомоторы используются как для высокопроизводительных, так и для низкопроизводительных приложений. На верхнем конце прецизионные промышленные компоненты, которые используют вращающийся энкодер, на нижнем конце — недорогие радиоуправляемые сервоприводы, используемые в радиоуправляемых моделях, в которых используется свободнодействующий двигатель и простой датчик положения потенциометра со встроенным контроллером.
В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.
Разработка и освоение в производстве
Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменению формы лобового стекла. Двери оборудованны замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.
Ещё до запуска в серию, ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403
.
ЛуАЗ-1302
В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302
с двигателем от «Таврии» — МеМЗ-245, 53 л.с.
Внешних отличий от «969М» не было. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сидения от «Таврии». Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.
Тюнинг двигателя
Начнем с того, что надо дорабатывать двигатель. Причины названы, осталось их устранить. Забежим чуть вперед и скажем, что кто-то дорабатывает штатный мотор, а кто-то меняет его на ВАЗовский. Мы рассмотрим каждый из вариантов отдельно.
Доработка штатного мотора
Тюнинг двигателя ЛуАЗ 969м прежде всего направлен на повышение надежности и на снижение расхода топлива. Поэтому есть четкий список мероприятий, применимых не только к этому мотору, но и к любому другому.
Модификации
Семейство «969»
- (1967-69) — временная версия, передний привод;
- (1969-75) — серийный с колёсной формулой 4х4;
- (1975-1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
- (1979-1992) — вторая модернизация, обновлённый кузов;
Семейство «1302»
- ЛуАЗ-13021
(прототип) — грузовая длиннобазная модификация 969М в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302; - ЛуАЗ-13021
— серийная грузовая модификация модели 1302. Некоторые варианты этого грузовика комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост; - ЛуАЗ-13021-03
— модификация модели 13021 с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше; - ЛуАЗ-13021-04
— длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоеной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза; - ЛуАЗ-1302-05 «Форос»
— ещё одна модификация модели 1302, отличается дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности;
колёсная формула — 4х4 грузоподъёмность — 400 кг масса снаряженного автомобиля — 970 кг полная масса — 1370 кг габариты длина — 3430 мм ширина — 1610 мм; высота — 1754 мм; дорожный просвет — 280 мм; база — 1800 мм; колея — 1360 мм; двигатель 37-сильный итальянский дизель «Lombardini» LDW 1404. число цилиндров — 4; рабочий объём 1372 см³; мощность при 3600об/мин — 37,4 л.с.; крутящий момент 8,47 кгс.м при 2200 об/мин; максимальная скорость 100 км/ч; расход топлива — 7,7 л на 100 км; максимальный угол подъёма 60 %; максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов; глубина преодолеваемого брода — 0,5 м; колёса — диски — 51/2J/13; — шины — 186/65R13.
- ЛуАЗ-13021-07
— вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом; - ЛуАЗ-13021-08
— модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю;
Автомобиль приобретен в 2012 году, практически без работающих тормозов и люфтом в рулевом в 360 градусов. В 2014-2015 гг автомобиль доведен до текущего (рабочего) состояния.
Машина для души и отдыха.
ЛуАЗ-969 «Волынь» — семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы.
В семейство входили следующие модели:
ЛуАЗ-969В (1967-72) — переднеприводный, с валом отбора мощности; ЛуАЗ-969 (1971-75) — полноприводный, с блокировкой заднего дифференциала; ЛуАЗ-969А (1975-1979) — модернизация ЛуАЗ-969. Двигатель 1.2 л, 40 л.с.; ЛуАЗ-969М (1979-1996) — модернизация ЛуАЗ-969А. Раздельный привод тормозов, новые очертания внешности и салон.
ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.
Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, — эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» — шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую — что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.
Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей — например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis (1978-1988), Farmobil (1962-1966), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen и другие.
Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели — амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК — «транспортёр переднего края».
В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры для силосных масс модели ТСМ-6,5.
Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожников М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.
Проектирование вёл коллектив Запорожского завода, изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.
На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант — ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.
Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.
В 1971 (по другим сведениям — в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, — без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом, и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).
Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.
Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.
Кузов автомобиля ЛуАЗ-969 — полунесущий, с интегрированной рамой лонжеронного типа. Компоновка автомобиля характеризуется сильным смещением пассажирского салона вперёд, что позволило достичь постоянной высокой загруженности передней оси, тем самым обеспечив высокие тягово-сцепные свойства даже при приводе только на передние колёса.
Трансмиссия ЛуАЗ-а в целом характеризуется сравнительной простотой устройства по меркам внедорожников, что положительно сказывается на массово-габаритных характеристиках и надёжности. Двигатель, главная передача и коробка передач расположены в передней части автомобиля и объединены в единый блок (трансэксл), отчасти подобный используемому на автомобилях «Запорожец». Переключение передач осуществляется напольным рычагом, причём раскладка переключения отличается от традиционной («зеркальная»): первая передача включается движением рычага из нейтрали на себя и назад, вторая — на себя и вперёд, третья — из нейтрали назад, четвёртая — из нейтрали вперёд, заднего хода — из нейтрали от себя и вперёд. Внутри картера коробки передач расположены также механизм отбора мощности со вторичного вала, используемый либо для привода различного сельскохозяйственного оборудования, либо (на полноприводных модификациях) для привода заднего моста, и (также на полноприводных модификациях) понижающая передача. Раздаточная коробка как отдельный агрегат отсутствует.
У полноприводных модификаций вращение передаётся с вала отбора мощности коробки передач на редуктор заднего моста при помощи не имеющего шарниров тонкого вала, заключённого внутрь трансмиссионной трубы, соединяющей картеры коробки передач и заднего моста. Таким образом, все агрегаты трансмиссии автомобиля, кроме полуосей, по сути заключены в общий герметизированный картер, что является наследием амфибийного прошлого ЛуАЗа. Задний мост в обычном состоянии трансмиссии отключен, он может быть подключен с места водителя, для чего необходимо переместить рычаг, расположенный слева от рычага переключения передач, назад. Межосевой дифференциал отсутствует, поэтому при движении по дорогам, имеющим твёрдое покрытие, задний мост необходимо отключать, при этом автомобиль становится переднеприводным. Тот же рычаг управляет также и включением понижающей передачи, изменяющей передаточные отношения трансмиссии во всём рабочем диапазоне — для её включения в режиме подключенного заднего моста необходимо отвести рычаг от себя и переместить вперёд.
Для предотвращения пробуксовки одного из задних колёс, дифференциал заднего моста может быть принудительно заблокирован с места водителя изогнутым рычагом, расположенным рядом с рычагом стояночного тормоза. Механизм блокировки — с зубчатой муфтой. Блокировка дифференциала переднего моста отсутствует, хотя её установка вполне возможна в порядке тюнинга — конструкторы посчитали, что высокой загрузки передней оси и блокируемого дифференциала заднего моста вполне достаточно для обеспечения требуемого уровня проходимости, и не стали больше необходимого усложнять трансмиссию автомобиля.
Подвеска — торсионная, на продольных рычагах, с очень большими ходами. Колёса — 13-дюймовые, с развитым грязевым рисунком протектора.
Тормоза — барабанные на все колёса, с гидравлическим приводом, без усилителя.
С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также обновлённой агрегатной частью.
Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.
Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403.
Годы пр-ва: 1979-1996. Компоновка: переднемоторная, полноприводная. Двигатель: МеМЗ-969А. Трансмиссия: 4-х ступенчатая МКПП. Длина/ширина/высота, мм: 3385/1560/1770. Клиренс: 280 мм (с полной нагрузкой). Колёсная база: 1800 мм. Колея передняя/задняя, мм: 1325/1320. Масса: 960-1360 кг. Максимальная скорость: 85 км/ч. Грузоподъёмность: 400 кг. Расход топлива: 10 л на 100 км при скорости 60 км/ч. Объём бака: 34 л.
Двигатель ВАЗ-2106 (1,6 литра); — замена шестерней в бортовых редукторах с понижением передаточного числа с 1.23 до 2.0; — блокировка передних колес; — полная замена штатной электропроводки; — топливный бак ВАЗ-2106; — установка отопителя; — панель приборов ВАЗ-2106; — передние дисковые тормоза; — вакуумный усилитель тормозов ВАЗ-2109; — педальный блок ВАЗ-2106; — рулевая колонка ВАЗ-2106; — рулевая рейка от Volkswagen; — шноркель; — изготовление усиленного переднего бампера; — грязевая резина и литые диски R-15; — усиление кузова профильной трубой; — покраска в цвет «хаки». — новый тент. — перенос стеклоочистителей в нижнее положение; — перенос генератора.
Установка электролебедки с тягой назад-вперед; — установка рулевой рейки с ГУР; — замена шкворней на шариковые; — усиление приводов бортовых редукторов; — задние дисковые тормоза; — гидроручник.
ЛуАЗ 969 – удивительный автомобиль. А как еще назвать неказистую внешне машину, которая по проходимости может сравниться с уазиком и Нивой, проектировалась для армии, а применялась сельчанами? Сейчас это авто родом из Луцка почти забыто, но до сих пор встречаются ценители, готовые потратить свои деньги на покупку «жужика».
История успеха 969 ЛуАЗа отчасти парадоксальна. Производился он в Луцке, где в 50-х годах прошлого века несколько автомастерских были объединены в автомобилеремонтный, а потом и машиностроительный завод. Ничем особенным он не отличался: как и во многих республиках СССР, здесь производили сельхозоборудование и ремонтировали грузовики.
Завершающие работы по тюнингу штатного мотора
При переделке ЛуАЗа в части мотора не нужно особо усердствовать во время шлифовки головок. Практика показывает, что стачивание свыше 2,5 мм приводит к срыву шпилек. Стандартная степень сжатия составляет 7,4, а после обточки она возрастает до 9. Превышение этого показателя приводит к деформации силовой установки и прогоранию поршней.
После проведения шлифовальных работ необходимо использовать топливо АИ-92, предварительно заменив поршневые кольца на более прочные модификации. После проведенного процесса вырастет температурный режим функционирования, в связи с чем необходимо побеспокоиться о системе принудительного охлаждения.
Некоторые умельцы умудряются расточить цилиндры под 79-миллиметровый поршень, что дает возможность повысить мощность до 60 «лошадок». Выхлопной узел рекомендуется развести на две трубы, что даст возможность точнее настроить работу силового агрегата за счет улучшения вентиляции цилиндров. На этом можно считать доработку штатного мотора ЛуАЗа завершенной.
Истоки и фото ЛуАЗ 969
Перемены начались, когда в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте была разработана специально для ВДВ концепция ТПК (транспортера переднего края). Он представлял собой обыкновенную моторизованную тележку, которая десантировалась с самолета и перевозила помимо водителя несколько носилок или шесть раненых в сидячем положении. Обязательными требованиями были низкий силуэт, полный привод и оснащение лебедкой. К тому же ТПК был амфибией, то есть плавал с помощью вращения колес. Прототип получил название «Огонёк» с индексом НАМИ-049. Помимо полного привода его оснастили независимой торсионной подвеской, межосевым и двумя межколесными блокирующимися дифференциалами и редукторами. Транспортер приводился в движение 22-сильным мотором, так что было принято решения и дальше развивать данный проект.
НАМИ-049А оснастили уже стальным кузовом с тентом (у прошлой модели кузов был из стеклопластика). Ходовая часть претерпела некоторые изменения: межосевой дифференциал убрали, а задний мост сделали отключаемым, предоставив возможность езды по дорогам с асфальтовым покрытием. Важнее же всего прочего стала установка нового 27-сильного двигателя объёмом 0,9 литра, того самого, который потом ставили на знаменитый «горбатый» запорожец.
Смотрите историю про неизвестные советские внедорожники, которые так и остались образцами.
Подрамник автомобиля: зачем он нужен и как сделать подрамник на Ниву 2121? Подробнее тут.
В таком виде ТПК и стали выпускать в Луцке уже как ЛуАЗ 967. До 1989 года эти автомобили выпускались в большом количестве, претерпев несколько модернизаций и, как принято сейчас говорить, редизайнов. В 1969 ЛуАЗ наконец добрался до военных, где использовался в составе мотострелковых частей и частей ВДВ.
Проявил себя ЛуАЗ и за пределами СССР в других странах Варшавского договора. Транспортер-амфибия, по словам некоторых экспертов, не имеет аналогов и по сей день. Со временем ЛуАЗ стал уже не тележкой и легким джипом, а в некоторых модификациях даже обзавелся собственным вооружением.
Гражданский вариант транспортера претерпел ряд конструктивных изменений, главное из которых – отказ от плавучести. Приспосабливая автомобиль для нужд сельчан, инженеры-конструкторы изменили посадку водителя и пассажиров, добавили пристяжные брезентовые боковины, а обводам кузова предали какое-то подобие формы. Измененный транспортер под индексом 969 в количестве первых тридцати штук выпустили в Запорожье, после чего производство было передано все тому же Луцкому автомобильному.
Силовой агрегат
Несмотря на то что отечественные автомобили сложно отнести к элитной категории автомобильной промышленности, небольшие переделки ЛуАЗа позволят получить вполне достойное транспортное средство как по ходовым параметрам, так и в плане комфорта. Основные изменения касаются силовой установки, ходовой части и салонного оснащения.
Штатный мотор внедорожника отличается хорошим «аппетитом». Он потребляет порядка 14 литров горючего на сотню километров. Причем объем двигателя составляет всего 1,2 литра. Прочие особенности силовой установки рассматриваемого автомобиля приведены ниже:
Что в итоге
Конечно, ЛуАЗ 969 м не является амфибией, но его происхождение чувствуется с первого взгляда. Кузов компактно смещает в герметичном корпусе мотор и коробку передач, главную передачу и кардан, который для надежности еще и в трубу поместили. Ходы подвески даже по нынешним меркам впечатляют, образуя дорожный просвет в 28 и 30 сантиметров под передней и задней осью.
Внедорожный арсенал дополняется отличной зубастой резиной, редукторы, дифференциал и продуманную развесовку: при весе меньше тонны переднеприводный ЛуАЗ имеет смещенный на переднюю ось кузов и мотор, расположенный тоже спереди. В результате карабкается этот малыш в гору и пробирается по труднопроходимой местности подобно маленькому танку: медленно, упорно, но стабильно и целенаправленно.
В народе бытует мнение, что моторы от запорожцев сослужили ЛуАЗу плохую службу, сильно убавив его потенциал. Однако надо заметить, что именно благодаря этим двигателям «жужик» не только появился на свет, но и вошел в массы. Кроме того, в отличие от заднемоторного «Горбатого», ЛуАЗ не испытывал склонности к перегреву.
Зато ездил он примерно так же. Отзывы владельцев говорят однозначно: динамика – это не про 969-й. Без сноровки ехать на дальние расстояния однозначно не стоит, бывалые водители говорят, что на первых двух передачах автомобиль едет примерно как танк. Только на пятой передаче создается ощущение езды.
Ехать комфортно можно на 60 км/ч, причем, здесь проявляется интересная деталь. От природы ЛуАЗ не оснащен какой-либо шумоизоляцией (она, конечно, есть, но по факту бесполезна), однако при наборе скорости шума в салоне становится меньше (или же к нему просто привыкаешь). Когда со временем начинаешь чувствовать автомобиль, выходишь на оптимальную скорость и спокойно едешь на постоянной скорости от заправки до заправки.
Ходовая часть
Переделка ЛуАЗа потребуется также в части рулевого управления и ходового узла. В штатном исполнении автомобиль оснащен высокопрофильной резиной, способствующей раскачиванию и ухудшению управляемости на дороге. Ширина покрышек также недостаточна (всего 165 мм). Большие сугробы или глубокую грязь преодолеть на таких колесах будет весьма проблематично. Диаметр дисков составляет 15 дюймов, что приемлемо на неровных участках, однако мешает активному разгону. К минусам также относят небольшие колесные арки и малый ход рычажной подвески.
Руль имеет существенный люфт, работает посредством действия червячного механизма. Его конструкция оставляет желать лучшего. Проблема имеется и в части управления рулевого. Переделка ЛуАЗа в этом направлении – замена имеющихся деталей на качественные аналоги или изготовление новых шаровых опор самостоятельно в токарной мастерской. Дело в том, что этот узел имеет 8 тяг, каждая из которых оборудована парой шаровых наконечников. В результате возникает огромный люфт и необходимость постоянного обслуживания элемента.
Преображение и уход
Успех в массах (или попросту отсутствие альтернативы из числа переднеприводных авто) позволил ЛуАЗу выйти на международный рынок и преобразиться. В 75-м на модель поставили 4-сильный запорожский движок, слегка изменили салон и корпус, заменили светотехнику, добавили наконец-то замки на двери, а в спустя четыре года запустили в серию под индексом ЛуАЗ 989М «Волынь». Дошло даже до того, что обновленный автомобиль в 78-м году на Туринском автосалоне был признан одним из 10 лучших европейских внедорожников.
В 1985 году произошла смена индексов и 989М стал называться ЛуАЗ-1302. Однако не только название изменилось: главным изменением стал 53-сильный 4 цилиндровый мотор от Таврии, который был не только экономичным, но и давал хоть какую-нибудь динамику. Если 989М при езде в 60км/ч расходовал 10 литров на сотню, то 1302 тратила лишь 7.7 литра, причем максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч. ЛуАЗ 1302 позаимствовал у ВАЗ 2108 сиденья, получил дополнительную шумку, став в результате быстрее и комфортнее. Впрочем, к началу выпуска Украина уже стала самостоятельным государством, так что россияне новинку оценить не смогли.
Вместе с СССР закончились и золотые времена «Волыни». Украинские период истории вышел не совсем удачным: выпуск небольших партий по госзаказу, неудачные модификации и спецверсии показали, что «Волынь» уже упустила свои лучшие годы, не сумев наладить полноценное собственное производство.
Народная любовь
«Волынь» прославилась в народе. Ее и любят, и ненавидят, но к ней явно не относятся с равнодушием. Судить об этом можно даже по прозвищам автомобиля: уже упомянутый «жужик», «Волынка», «Лунтик/Луноход», «тушканчик», «Чебурашка» и т.д.
Первый народный «проходимец» отлично покупают и по сей день, причем причина не только в выдающихся внедорожных качествах. Практически полное отсутствие комфорта открывает простор, чтобы провести тюнинг тюнинг ЛуАЗ 969 , что и привлекает народных умельцев.
Купить ЛуАЗ 969 сегодня можно по нескольким путям:
– из частных рук. Цена индивидуальна, зависит от пробега и состояния. Известны случаи, когда продают абсолютно новые автомобили, с пробегом в пару километров и в идеальном состоянии, просто машина стояла в гараже лет 20-25. Коллекционеры готовы заплатить очень большие деньги, о чем продавцы естественно знают.
– купить ЛуАЗ 969 с консервации. Законсервированные ЛуАЗы – это списанные с резерва в военных частях автомобили, которые продают частным лицам. Учтите, что так можно купить исключительно ранние версии, а состояние машин может быть как близким к идеальному, так и практически убитым. К тому же необходимо правильно расконсервировать автомобиль и подготовить его к эксплуатации.
Итог
ЛуАЗ 969 – легендарный автомобиль, который стоит в одном ряду с УАЗ и Нива, а по некоторым показателям и превосходит их. Если вы решили купить «Волынь», учтите, что придется уделить достаточно много времени на приведение и поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Вариантов его тюнинга великое множество, однако эксперты не советуют устанавливать более мощный двигатель, потому что узлы машины попросту на рассчитаны на возрастающие в таком случае нагрузки.
Источник https://www.neftyanic.ru/transmission-device-louaz-969m/ Источник https://procrossover.ru/krossovery-i-vnedorozhniki/istoriya/luaz-969.html