Самостоятельно меняем успокоитель цепи ГРМ на ВАЗ 2106


В наше время большой популярностью пользуется катание на велосипеде. Имея огромное количество положительных моментов, этот вид спорта всё-ещё сопряжён с высокой травмоопасностью. Причин здесь множество, но одна из главных – езда по плохим дорогах.

Действенным средством в обеспечении безопасности велосипедиста и сохранности велотранспорта от поломок в подобных ситуациях является эффективный дополнительный аксессуар — успокоитель цепи велосипеда. Именно он защищает цепь от различных ударов, не даёт ей соскочить со звёздочки, что и предотвращает аварийные ситуации.

Конструктивные особенности приспособления

Сегодня на рынке представлена целая серия данных изделий. Конструкция, состоящая из рокринга с двумя роликами – это классический вариант. Она устанавливается непосредственно на раму и часто может заменять передний переключатель скоростей.

Для снижения веса устройства и его удешевления современные рокринги изготавливают в несколько уменьшенных вариантах, вместо роликов устанавливают специальные рамки.

Применение рокринга

Успокоитель цепи на велосипед в виде рокринга предназначен для силовой защиты передней части трансмиссии. Благодаря простой конструкции, представляющей круг стандартного диаметра, незначительно превышающий габариты наибольшей звезды, он не сложен при монтаже.

Собирается с помощью стандартного крепления. При его установке звезда самого большего размера не используется, поскольку успокоитель способен её полностью заменить. Также функционирование рокринга часто совмещается с работой переднего переключателя скоростей.

В зависимости от стоимости и назначения, возможно выбрать данный элемент, изготовленный из металла или высокопрочного пластика, выдерживающего удары большой силы.

Многие владельцы двухколёсного транспорта выбирают облегчённую модель рокринга, называемую среди любителей велосипедистов бананом. Она представляет собой урезанную часть круга, способную надёжно закрыть от ударов снизу самые проблемные части цепи.

Изготовление своими руками

Приобрести успокоитель на велосипедную цепь несложно, но многие велосипедисты предпочитают изготавливать подобные устройства самостоятельно. Оказывается, все выполняется достаточно просто. Под рокринги и крепления разработаны специальные схемы, а фиксация на рамное перо выполняется кустарно, но по результативности считается надежней покупных образцов.

Что изготавливается чаще:

  • частичный рокринг на крепеже ВВ, полная система без успокоителя – из металла;
  • полноценное крепление типа ISCG с полноценными рамками – выполняется своими руками, металлообработка не требуется;
  • отдельные ролики на частичных креплениях на звездочку;
  • рама защитная на цепочку – условно, успокоительной системой не считается, но задачи свои исполняет достаточно эффективно.

Чтобы поставить успокоитель на велотранспорт своими силами, понадобятся выжимка для шатунов, шестигранники, ключ для съема каретки, резьбовой фиксатор, велосипедная смазка Специалисты уверяют, что провести всю работу по установке возможно в течение тридцати минут.

Использование роликов и рамок

Непосредственно играющим роль успокоителя цепи является ролик, предназначенный для поддержания цепи в положении, необходимом для качественной езды. Он удерживает цепочку даже при достаточно опасной езде. На рынке представлены успокоители цепи на велосипеды в следующих вариациях:

  1. С верхним и нижним роликом.
  2. Только с одним роликом, поскольку часто его достаточно для полного функционала, обеспечивающего надёжную защиту.
  3. С роликами больших диаметров, закрывающих две наибольшие звезды в системе. Такие конструкции чаще используются в скоростных велосипедах для велоспорта.
  4. Имеющими рамочную конструкцию. Установленная с требуемым допуском, не подвергающаяся постоянной нагрузке, она имеет меньший вес и более простая в работе.

Представленный последним успокоитель цепи велосипеда достаточно надёжный в эксплуатации, имеет высокий показатель производительности.

Цепной ГРМ: как он устроен и как менять цепь

Издревле на Руси наличие цепи в приводе ГРМ считалось хорошим предзнаменованием. Разгадка тому проста: есть мнение, что цепь – это нечто вечное и не требующее обслуживания. Но как вы могли догадаться, мнение это ложное: цепь замечательно вытягивается и изнашивается, а значит, нуждается в периодической замене. В этой статье мы коротко расскажем о конструкции газораспределительного механизма и его типичных поломках, а затем отправимся в ремзону и заменим цепь на подопытном Mitsubishi Pajero с дизельным двигателем 4М41. Кстати, машина стоит у нас на капитальном ремонте – в прошлой статье мы уже рассказывали о том, как приводили в порядок головку блока цилиндров после 500 000 километров пробега. На очереди – привод газораспределительного механизма.

Н ет в двигателе элементов более или менее ответственных, но все же есть механизм, неправильная сборка которого может обнаружиться только после окончания монтажа и попытки пуска двигателя. Да, именно попытки – и зачастую неудачной. «Перепрыгни» мастер на один зуб или ошибись хоть в одной метке – и привет, разборка! Хорошо, если привод ГРМ ременной – а если это цепь, которая заключена в корпус и прикрыта крышкой… Но обо всем по порядку.

Зачем нужен привод ГРМ?

Для тех, кто пришел сюда просвещаться, традиционно дадим краткий экскурс в устройство и предназначение газораспределительного механизма. Если говорить вкратце, то его роль – обеспечение связи между открытием/закрытием клапанов и перемещением поршня (а вместе с ним и коленчатого вала), для чего необходимо соединить коленчатый вал с валом распределительным. В смысле передаточного числа соединение это жесткое: оно всегда составляет 2 к 1 – то есть на два оборота коленвала приходится один оборот распредвала.

Вообще, привод ГРМ обеспечивает соблюдение фаз газораспределения. Страшно звучит? На деле все не так уж пугающе, достаточно начать с азов. Двигатели, которые мы рассматриваем – четырехтактные, то есть при их работе постоянно выполняются четыре такта: пуск – сжатие – рабочий ход – выпуск. Фазами же называют моменты открытия клапанов, выраженные в угле поворота коленвала. Да-да, так и пишут: угол открытия впускного клапана – 12 градусов перед ВМТ (верхней мертвой точки, где поршень останавливается перед тем, как пойти вниз). Значит, клапан начнет свое открытие благодаря кулачку распредвала, когда поршень немного не дойдет до ВМТ. Немного – это те самые 12 градусов поворота коленчатого вала. Еще 12 градусов по часовой стрелке – и поршень в ВМТ. Ну а фазы – это график открытия клапанов.

Если на двигателе предусмотрены фазовращатели (например, система VANOS от BMW), то углы этих фаз могут изменяться. Но углы открытия клапанов существуют не в отрыве от системы: в зависимости от них работает система впрыска топлива и система зажигания (если мотор бензиновый). Получается, если при установке привода ГРМ мастер ошибся, то клапан начнет открытие не за 12 градусов, а, например, за 14, но вот впрыск и зажигание сработают в надежде на то, что все верно. Не вовремя открытые и закрытые клапаны станут следствием неустойчивой работы двигателя, а если «перескок» окажется значительным, то и до встречи клапана с поршнем недалеко.

Какие бывают приводы

Существует несколько способов соединения коленчатого вала с распределительным: ременной, цепной, шестеренный и комбинированный (это как раз наш случай). В целом из их описания все уже понятно – по крайней мере, с первыми тремя. В последнем случае зачастую совмещают шестеренный и цепной типы.

У каждого типа привода есть свои достоинства и недостатки. Ремень прост в обслуживании и относительно недорог, цепь более надежна в сравнении с ремнем, но требует смазки, шестерни почти идеальны, но их вес и монтаж при сборке – сущий ад. Комбинируют же разные типы, если необходимо достичь требуемого результата за меньшие средства.

Что может выйти из строя?

Разумеется, у разных типов привода ГРМ возможные неисправности и поломки тоже различаются. Рассмотрим их все по порядку – и начнем с ремня. Самая первая и основная проблема здесь – это износ самого ремня, выраженный в его потрепанности и растяжении. Также возможны срезы зубьев ремня. Ну а вторым «слабым звеном», конечно же, являются ролики – натяжителя и промежуточные. Они так же, как и ремень, изнашиваются, а потому зачастую требуют замены вместе с ремнем. Заодно при замене ремня проверяют и износ зубьев на зубчатых шкивах привода распределительных валов.

Если привод ГРМ осуществляется цепью, то основных вариантов неполадок два: либо вытянулась цепь, либо износились зубья звездочек, либо произошло и то и другое. Наиболее распространенный вариант – первый. В случае замены цепи вместе с ней заменяют башмак натяжителя и успокоитель. Эти две детали необходимы для выравнивания работы цепи. Ведь ремень упругий сам по себе и натягивается за счет собственной эластичности. Цепь таких свойств лишена – а потому, чтобы во время работы и перепадов оборотов звенья цепи не закусило, устанавливается успокоитель, который представляет из себя металлическую пластину с пластиковой рабочей частью, о которую (разумеется, не без смазки) «трется» цепь. Ну а для постоянного натяга цепи установлен натяжитель и башмак, похожий на успокоитель, но закрепленный только с одной стороны (чтобы иметь возможность его перемещения).

Кассетный успокоитель

Нередко на велосипедах, используемых для простых поездок по городу, можно увидеть самодельные конструкции успокоителей, так называемые кассетные. Данные аксессуары, разработанные доморощенными умельцами:

  • представляют собой ролик, реже рамку;
  • монтируются на нижнее перо, при этом могут размещаться как внизу, так и вверху;
  • не взаимодействуют со звёздами.

Но, в то же время, прекрасно удерживают цепь, даже при движении транспортного средства через большие препятствия.

Единственным недостатком при таком успокоителе является проблемное переключение передач. Но простота изготовления и, понятно, экономность этого элемента обеспечили ему широкую популярность в народе.

О способах крепления

Для достижения высокой эффективности применения успокоителя цепи на велосипеде его необходимо правильно установить. Выделяются следующие типы монтирования:

  1. Для крепления частичных видов защиты, в число которых входит и «банан» используют ВВ крепление. В данном случае успокоитель размещается на каретке, прижимающей его к раме.
  2. Крепление ISCG, предусматривающее установку устройства на раму путём прикручивания в трёх местах. Они располагаются по окружности диаметром около 60 мм. Дистанция между крепёжными болтами почти 48 мм.
  3. Появившийся всего несколько лет назад стандарт ISCG 05. Считается на сегодняшний день самым прогрессивным и используется признанными в мире производителями велотехники. В данном случае увеличен до 73 мм диаметр окружности, и места крепления размещены на расстоянии до 53 мм.

Известны и другие стандарты крепления, но наиболее широко используются описанные выше.

Как обнаружить неисправность

Обнаружить ослабление натяжителя на Ниве Шевроле можно путем проверки оттягивания цепи от звездочки. Но такая проверка требует снятия защитного кожуха с автомобиля, что крайне нерационально в случаях неуверенности в исправной работе натяжителя. Поэтому рекомендовано проводить обязательную проверку цепи на ее растяжение через 60-100 тыс. км пробега. Но, если водитель замечает шелест в области капота, который напоминает звук работы дизельного мотора, то важно этому уделить внимание еще до поездки. Такое свидетельство шелестящего звука говорит о том, что цепь ослабилась и бьется о зубья звездочек. Поэтому обнаружив такой характерный звук, стоит срочно провести проверку натяжения.

Где расположено устройство в Ниве Шевроле и какой имеет вид?

Расположено устройство с пассажирской стороны под капотом автомобиля. Открыв капот необходимо найти охладительные патрубки в области передка головки блока цилиндров, под ними и располагается собственно гидронатяжитель. Фото устройства, которое устанавливается на Ниве Шевроле, расположено ниже.

Месторасположение детали в авто

Составляющие и принцип действия гидронатяжителя

Как видно на фото, устройство имеет цилиндрическую форму, снаружи закручивается крышкой с маленьким отверстием, через которое поступает масло. Внутри устройства находится маленький шарик и пружинка, что обеспечивает свободное поступление масла в одном направлении и не выпусканию его в обратном. Внутри корпуса устройства имеется цилиндр с кольцами. На стенках корпуса изнутри нанесены спиральные насечки, имеющие наклонную форму. Когда цепь ослабляется, поршень под давлением в корпусе смещается до определенной насечки на стенке корпуса. Когда натяжение произошло, то насечки корпуса не пускают поршень принять свое первоначальное положение. Осуществляется за счет зацепления колец поршня с односторонними насечками. Так функционирует устройство натяжения.

Какие модели лучше купить

Сегодня большинство и профессиональных велосипедистов, и любителей стараются установить успокоитель цепи на велосипед. Для чего нужен понятно каждому, но какой лучше выбрать?

Ценовая политика в этом сегменте рынка достаточно широкая. Можно подобрать пластиковый элемент, изготовленный в Китае и заплатить только тысячу рублей. Но если нужен качественный комплект от известных брендов, то придётся отдать и $100.

Наш рынок рассматриваемой продукции нельзя назвать разнообразным. Но, всё-таки на нём представлены лучшие мировые производители. К ним относятся:

  • компания Truvativ, выпускающая высококачественную продукцию;
  • производитель из Великобритании Hope, применяющий только современные материалы;
  • занимающая средний сегмент по стоимости своего товара, компания Shimano.

Товары от названных выше производителей, безусловно, не нуждаются в дополнительной рекламе, но на их покупку придётся раскошелиться.

Хотя некоторые любители вполне способны изготовить успокоитель цепи на велосипед своими руками. Он вполне выполняет поставленную задачу и деньги, при этом, не придётся выбрасывать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]