Система охлаждения двигателя
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора;
16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).
Система отопления описана тут.
Видео
Замена водяного насоса
Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.
- Приобретение нового насоса.
- Подготовка инструментов и рабочего места.
- Разборка узла и демонтаж старого насоса.
- Установка нового насоса и проверка его работоспособности.
Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.
Выбор помпы
Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:
- Fenox;
- Hepu;
- Luzar.
Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна
Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик – материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии
Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже
Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе
На автомобили ВАЗ 21213-21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.
Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.
Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121
Необходимые инструменты
Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы – благодаря высокому клиренсу автомобиля.
Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления
Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:
- плоская и крестообразная отвёртки;
- монтировка с концом в виде лопатки;
- стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
- короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
- ветошь, перчатки;
- высокотемпературный герметик;
- литровая ёмкость с антифризом антифриза.
Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом
При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.
Порядок работ
Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.
На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра
Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.
Демонтаж помпы
Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».
Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214
Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.
Установка новой помпы
Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.
Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.
Lada 4×4 3D Ган-Ган › Logbook › рестайлинг системы охлаждения или термостат 2123 на ниву 21213
всем привет. зима заканчивается. немного отступили холода. а в ниве теплее не становится… однако не есть гуд. виной всему оказался заклинивший термостат. на старых нивах, как и на классике система охлаждения очень древняя и производительность ее не на высоте. на 23-х изменили это в лучшую сторону. на них появилась закрытая схема. (для желающих поспорить и потролить этот момент, отвечать не стану. по такой схеме сейчас производится большинство автомобилей. Все мимо, гугл вам в помощь!) короче меняем одну схему на другую п.с. ранее я уже поставил спаренные штатные вентиляторы 21214 для наглядного пособия.
решил менять — едем в магаз зч. проблем с этим, благо, нет.
понадобилось 1. термостат 2123 2. шланг нижний 2123 3. шланг верхний 2123 (мне не понадобилось) 4. шланг нижний-тройник 2123 5. шланг термостата 2108 6. трубка отвода печки газель (какой мотор не помню) 7. шланг 10 мм. 2 метра (с запасом) 8. шланг 18 мм. 2 метра (с запасом) 9. бачек 2123 10. пробка бачка газель 11. куча хомутов norma. 12. тосол
я поменял абсолютно все. все трубки и хомуты! чтоб не лазить туда хотя бы год.
осталась одна проблема. — это вывод с тела помпы на печку по старой схеме. так как это мелаллическое г**но было экспортировано в мусор (кстати была медная, х.з. как сейчас)
Возможные проблемы и их причины
Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:
- Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
- Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
- Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
- Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.
Recommendations
Comments 31
Здравствуйте Подскажите пожалуйста, есть смысл переделать контур охлаждения, по принципу Шнивы, какие плюсы, по сравнению со штатной? ибо и хочется и не совсем понимаю зачем.
привет. все просто + 1. закрытая система (повышается порог кипения ОЖ). есть вторичный плюс — это более правильное сгорание топлива при высокой температуре (КПД мотора). вторичный минус — этот мотор более нагружен температурой и давлением (в двух словах. механизм ГБЦ, т.е. прокладка ГБЦ. пример явный — мотор 1,6 под 8 кл башкой на калинеприоре. там это вызвало 2 проблемы. 1. качество ответственного узла как крышка расширительного бочка и проБИвание прокладки ГБЦ, печка перестает греть, выхлопные газы идут в радиатор салона и бачок. подробнее глянь на форумах этого мотора (там НЕ металлопакет, как на 16 кл.)). можно на ниву поставить металлопакет. но это можно ставить только на идеальный мотор (новый или только перебранный, металлопакет не терпит перекоса прилегания. нужно снять плоскость с блока и головы. и появляется вопрос детонации на 92-м. т.к. камера сгорания будет немного меньше. это уже 95-й. плюс — КПД мотора выше) 2. быстрее прогревается радиатор салона. 3. качественных деталей на 2123 больше, чем на 2101/2121 — 1. стоимость переделки. 1.1. помпа меняется обязательно на 2123 в сборе. (сменил при капиталке) 2. НЕ допускать пустого расширительного бочка. 3. вопрос зажатого мотора давлением (давление на 2101/2121 примерно 0,2 бар. когда на 2123 — 1,3-1,4 бар) п.с. я это сделал. т.к. езжу только на 95-м. мотор капиталился ОТ и ДО. КПД моего мотора выше среднего. и предпочитаю идти «в ногу со временем». качество деталей на 2123. п.п.с. переделка стоит 2 года. отлично работает под карбом и под инжектором. проблем с охлаждением и нагревом ни зимой ни летом нет. считаю переделку успешной и стоящей!
Можно фото крышки радиатора после доработки? Благодарен.
уже нет ее. радиатор 21213 заменен на 2123 в том году. крышка утилизирована. по факту было так. от крышки радиатора отрезал шток, на котором держится пружинка. и под крышку вырезал не толстую прокладку (из камеры). прокладка нужна, чтоб не подтекало, т.к. система охлаждения 2121/2101 отличается отсутствием в ней давления. давление в системе охлаждения 2123 равняется 1,6 бара. крышка от 21213 естественно не рассчитана на это, без прокладки подтекает.
Давление в системе до 1атм. После проделки своей СО немного не удобно спускать воздух, вот и подумываю перейти на закрытую.
рабочее давление на 2101/2121 0,2-0,4 бара. и повышается обычно при пробитие прокладки под головой в виду пропуска выхлопных газов в СО, в простонародье «кипит в бачок»
Добрый день, а почему пробка бочка газель? я поставил от шнивы. Но недавно по буксовал в снегу… и начало давить тосол из верхней трубки расширительного бочка