Посторонние звуки всегда свидетельствуют о том, что возникли какие-то неполадки. Особенно если шум раздается из-под капота. Особенно тревожат водителей внезапные сильные удары. Так ведет себя успокоитель цепи на ВАЗ 2107 при выходе из строя.
Со сломанным успокоителем продолжать движение опасно. Это приведет к быстрому износу зубцов направляющих на звездочках, что повредит звеньям самой цепи. Как следствие, серьезная поломка движка.
Наша инструкция поможет вам разобраться с устройством и особенностями замены этого важного элемента конструкции автомобиля.
Назначение успокоителя
Успокоитель предназначен для того, чтобы погасить колебания и рывки, возникающие в момент запуска на цепи ГРМ. Без этого устройства цепь легко бы срывалась с направляющих шестерен и обрывалась в самые неподходящие моменты.
Чаще всего цепь ГРМ обрывается в тот момент, когда скорость вращения коленвала достигает максимума. Обрыв происходит настолько быстро, что у водителя нет никаких шансов вовремя отреагировать и заглушить двигатель. Как результат – выход из строя всех клапанов мотора.
Вслед за клапанами проблемы начинаются в цилиндрах. Восстановить мотор после такой поломки практически невозможно. Особенно если речь идет о семерке. Ведь стоимость ремонтных работ может значительно превышать стоимость всего автомобиля. И проще продать авто на запчасти, чем восстанавливать работу мотора.
Поэтому можно сделать вывод – успокоитель цепи ГРМ одна из тех деталей, которая нуждается в постоянном контроле. Это важнейшая защита вашего двигателя от капитальной поломки.
Перескок цепи ГРМ и его признаки
Цепь, как и любая другая деталь автомобиля, со временем изнашивается. Износ обычно проявляется в растяжении цепи. Причиной растяжения является так называемая усталость металла, которой подвержены практически все детали, испытывающие циклические нагрузки. Растянувшись, цепь начинает существенно провисать. Если водитель ничего не предпринимает, то рано или поздно возникнет ситуация, когда на одной из звёздочек цепь перескочит на один или два зубца вперёд. После этого все фазы газораспределения в двигателе будут нарушены, как и его работа. Вот основные признаки перескочившей цепи ГРМ:
Все эти признаки говорят о том, что цепь ГРМ не только ослабла, но и перескочила. И водителю необходимо как можно скорее произвести её замену. Если этого не сделать, двигатель рано или поздно заклинит, после чего придётся делать дорогостоящий капитальный ремонт.
Устройство механизма
Это простая пластина, выполненная из углеродистой стали высокого качества. Она имеет два крепежных отверстия.
Есть также и второй элемент конструкции. Его называют башмаком гидравлического натяжителя. Находится он под крышкой газораспределительного механизма. Для продления срока службы сторона, подвергающаяся повышенному механическому воздействию, покрыта прочным материалом из полимеров.
Для замены успокоителя цепи на ВАЗ нужно снять крышку и ослабить ролик натяжения.
Демонтаж успокоителя цепи ВАЗ 2107
- Включить нейтральную скорость.
- Демонтировать крышку головки двигателя (она держится на 8 болтах). Делать это следует аккуратно, стараясь не повредить прокладку – если она в хорошем состоянии, ее можно будет использовать повторно.
- Выставить положение звездочки распредвала так, чтобы метка на ней совпала с приливом на его корпусе.
- Ослабить гайку натяжителя цепи ГРМ (именно ослабить, выкручивать полностью не надо).
- При помощи отвертки отжать башмак натяжителя, ослабив таким образом натяжение цепи.
- Удерживая отвертку, затянуть колпачковую гайку натяжителя, тем самым зафиксировав его в положении, когда цепь отпущена.
- Зацепить крючком натяжитель, продев его сквозь технологическое отверстие. Это не даст успокоителю упасть в поддон двигателя после того, как будут откручены гайки крепления. Вместо крючка подойдет длинный пинцет или магнитная телескопическая рукоятка.
- Отвернуть два болта, крепящих успокоитель ВАЗ 2107, и вытащить его.
Важно: при обрыве успокоителя его можно попытаться извлечь тем же крючком, пинцетом, или магнитом. Если же он упал и достать его невозможно, придется снимать поддон картера и доставать успокоитель снизу.
Принцип действия успокоителя цепи
Запуская двигатель, вы заставляете двигаться коленчатый вал и вал газораспределительного механизма. В идеале они должны работать синхронно. Но не всегда это происходит именно так. Зубцы на направляющих шестернях иногда ломаются, а цепь растягивается и начинает провисать.
Это приводит к тому, что вал ГРМ начинает движение спустя несколько мгновений после коленчатого. Цепь еще больше растягивается и легко может сойти с шестерни.
Вот потому на автомобили и устанавливается так называемая система успокоения, которая состоит из двух частей.
Так выглядит успокоитель
Башмак соединяется с маслопроводом, обладающим датчиком масляного давления. Если цепь ослабление цепи достигает высокого значения, резко понижается давление смазки. Это приводит к подкачиванию дополнительного объема масла, что позволяет создать дополнительное давление.
Башмак сдвигается и передает давление, приведя состояние натяжение в порядок. Все это происходит мгновенно, что защищает от обрыва цепи.
Но из-за резкого удара по башмаку она начинает сильно вибрировать. Колебания передаются на противоположную сторону, где и стоит успокоитель, предназначенный для их гашения.
По каким причинам может выйти из строя успокоитель цепи на ВАЗ-2107
Опытными автолюбителями было замечено, что цепной успокоитель нужно менять в нескольких ситуациях:
- Когда в области расположении цепной конструкции слышен стук.
- Когда цепь колеблется.
- Когда цепные звенья перескакивают через зубья на звездочке.
В первой ситуации звонкий стучащий звук слышится со стороны крышки промежуточного вала. Он будет свидетельством того, что произошел обрыв успокоителя.
Чаще всего подобная деталь начинает ломаться в случае ослабления цепной конструкции ГРМ.
Еще одной причиной поломки данной детали может быть результат случайного откручивания гайки в месте ее крепления. Откручивание гаек происходит из-за повышенной вибрации работающего двигателя. Это связано с местом расположения рассматриваемой детали:
- напротив башмака натяжителя цепи ГРМ;
- закреплен двумя болтами различной длины.
Признаки неисправности успокоителя
Водитель может судить о поломке по двум характерным сигналам:
- Сильные удары и скрежет, которые слышны под крышкой газораспределительного механизма. Неприятные звуки возникают в момент запуска мотора, особенно если он охлажден.
- Мотор теряет динамику. Особенно это заметно пока он не прогрелся. Нерабочая деталь не способна погасить колебания, что приводит к рассинхронизации в работе цилиндров. Мотор ведет себя неадекватно, не реагирует на педаль газа, возникают провалы.
Почему выходит из строя
Успокоитель на ВАЗ 2107 сталкивается с серьезными нагрузками на протяжении всего цикла работы двигателя. Не удивительно, что иногда он выходит из строя. На это могут быть две причины:
- Ослабление болтов крепления. Удары непрерывно ударяют об эти болты, что приводит к их ослабеванию. Постепенно разбалтываясь, крепежный элемент может легко сломаться.
- Разрушение металла. Механизм постоянно работает под напряжением. Непрерывные удары со временем приводят к появлению микротрещин, незаметных для невооруженного глаза. Постепенно некоторые из них увеличиваются. Наступает момент, когда запчасть неожиданно ломается.
Как заменить успокоитель
Для работы вам понадобятся:
- новая деталь (стоимость примерно 500 рублей);
- 20 сантиметров стальной полуторамиллиметровой проволоки;
- рожковые и торцовые ключи;
- плоская отвертка.
- Снимите воздушный фильтр.
- С помощью торцового ключа на 13 открутите крепежные болты на крышке. Снимите крышку.
- Ослабьте колпачковую гайку, с помощью которой крепится натяжитель цепи.
- Отверткой осторожно отожмите башмак и удерживайте его в таком положении.
- Затяните ослабленную колпачковую гайку.
- Крючок из проволоки вставьте в проушину успокоителя.
- Открутите крепежные болты, удерживая само устройство с помощью крючка, чтобы не уронить его в мотор.
- После того как крепежные болты были извлечены, проверните накидным ключом вал ГРМ на треть оборота. Это позволит ослабить натяжение цепи.
- Крючком из стали осторожно достаньте успокоитель.
- Поставьте на его место новый.
- Выполните шаги с 1 по 9 в обратном порядке.
Так за короткое время у себя в гараже можно легко осуществить замену успокоителя, сэкономив при этом около 700 рублей. Обычно эту сумму просят в СТО за аналогичную работу.
Ремонт цепного привода ГРМ ВАЗ 2107
При возникновении неполадок цепного механизма, с ремонтом затягивать не стоит. В противном случае возможны последствия, которые приведут к дорогостоящему ремонту. Рассмотрим пошаговую процедуру ремонта составных элементов привода ГРМ на «семёрке».
Замена успокоителя
Для того чтобы заменить успокоитель цепного привода потребуется подготовить следующий перечень инструментов:
- набор ключей и торцовых головок;
- отвёртка;
- длинный пинцет, магнитная телескопическая рукоятка или крючок из жёсткой проволоки;
- прокладка крышки головки двигателя;
- герметик автомобильный;
- новый успокоитель цепи ВАЗ 2107.
Процедура по замене успокоителя цепи сводится к следующим пошаговым действиям:
- Снимаем воздушный фильтр, для чего откручиваем 3 гайки крепления крышки корпуса и 4 гайки крепления к карбюратору.
Видео: как заменить успокоитель на «семёрке»
Замена натяжителя
Для замены натяжителя цепного привода потребуется минимум времени и инструментов. Работа сводится к нескольким шагам:
- Отворачиваем 2 гайки крепления натяжителя к силовому агрегату ключом на 13.
Перед монтажом натяжителя необходимо отвернуть гайку и нажать на шток, после чего затянуть гайку.
Замена башмака
Ремонтные работы по замене башмака начинаются с подготовки инструмента:
- отвёртки;
- гаечные ключи;
- монтажная лопатка;
- ключ для гайки крепления шкива коленвала или обычный на 36.
Последовательность действий по замене детали такова:
- Демонтируем защиту картера силового агрегата.
- Ослабив крепление генератора, снимаем с него и со шкива коленвала ремень.
Видео: как заменить натяжитель цепи на «Жигулях»
Замена цепи
К замене цепи прибегают в следующих случаях:
- при её растяжении, т. е. когда натяжитель не справляется с натяжением;
- после пробега 80–100 тыс. км.
Из инструментов нужно подготовить:
- молоток;
- отвёртки;
- гаечные ключи;
- монтажную лопатку;
- кусок проволоки;
- ключ для проворачивания коленчатого вала.