Стартер крутится, но двигатель не заводится. Причины

Устройство стартера

Для начала рассмотрим, как работает стартер:

  • когда водитель поворачивает ключ в крайнее правое положение, на обмотку стартера поступает ток;
  • маховик коленвала зацепляется с шестерней обгонной муфты;
  • коленвал, вращаясь, передает крутящий момент на поршни, горючая смесь начинает поступать в цилиндры и воспламеняться посредством зажигания;
  • примерно на 100 оборотах муфта и маховик разъединяются;
  • после размыкания цепи ключ переходит в среднее положение, вал стартера не вращается.

Схематическое устройство системы:

Устройство стартера:

Если стартер жужжит, но не крутит двигатель, такое поведение указывает на целый спектр различных неисправностей. Особенность ситуации, когда двигатель не заводится – определенные трудности в локализации проблемы: она может крыться в бензонасосе, не включающемся после поворота ключа, в отказе стартера крутить коленчатый вал, и др. Но в общем случае распространено явление, когда стартер «крутит» и оказывается в состоянии вращать коленвал, но двигатель при этом отказывается заводиться.

Причина №3: система зажигания

Первым делом проверьте, не залиты ли свечи. Извлеките свечи и проверьте, есть ли на них искра. Для этого наденьте на выкрученную свечу высоковольтный провод, прислоните свечу к двигателю и попробуйте его завести. В случае отсутствия искры потребуется заменить либо модуль зажигания на инжекторе, либо катушку зажигания на карбюраторном двигателе. Не обходите вниманием и трамблер, хотя бы осмотрите его внешне. Крышка должна быть целой, без сколов и трещин, нагар также должен отсутствовать.

Неисправность стартера

Перед тем, как делать углубленную проверку узлов, следует убедиться, что в порядке сам стартер. Он должен работать без посторонних звуков – щелчков, гула и т.п. Электромотор стартера в норме работает ровно, без сбоев и каких-либо пропусков. Неисправность определяется на слух, и, если стартер щелкает, но не крутит двигатель, причина, скорее всего, в нем самом.

Разумеется, если после поворота ключа не происходит вообще ничего, этот узел также нужно проверить на исправность. Так, отсутствие щелчка явно указывает на поломку втягивающего реле.

Если же стартер нормально вращает вал, но двигатель по-прежнему отказывается заводиться, следует проверять:

  • топливную систему;
  • зажигание;
  • состояние датчиков электронной системы управления двигателем;
  • зубья венца маховика или шестерни муфты – они могут быть изношены. Это частая причина того, что стартер крутится, но не крутит двигатель. Неисправность также может сопровождаться скрежетом изношенных зубьев.

Эти проблемы могут проявляться как на «холодную», так и на «горячую». Еще одной причиной, почему стартер не крутит на горячем двигателе, является неисправность силового агрегата: например, затерт вкладыш коленвала, зажимающийся при нагреве, имеется смещение вала по оси. Стартер плохо крутит горячий двигатель при неполадках поршневой группы, разряженной АКБ, неправильно настроенном зажигании и износе элементов стартера.

Возможна также ситуация со слишком медленной прокруткой коленвала при попытке запуска. Причин, почему стартер медленно крутит двигатель, может быть несколько:

  • плохо заряженный аккумулятор, не выдающий достаточный ток;
  • неисправное втягивающее реле;
  • проблемы с проводкой;
  • слишком густое масло.

Поломки вне стартера

Большинство сбоев работы двигателя с рабочим стартером связано с тем, что либо «нечему гореть», либо «нечем воспламенять». Рассмотрим их подробнее.

Топливная система

Она состоит из нескольких элементов, которые следует проверять поэтапно:

  • бензонасос (электрический или, в отдельных моделях авто, механический с приводом от двигателя);
  • система подачи топлива – карбюратор или инжектор;
  • топливная магистраль;
  • фильтры, очищающие проходящее по магистралям горючее.

Еще одна возможная причина – нарушение подачи горючего из-за образования подсоса в системе, следует отыскать его и устранить.

Важное замечание касается дизельных двигателей: если владелец выбрал в зимний период неправильную солярку, на холоде она загустевает (парафинизируется), и агрегаты системы топливоподачи просто не могут прокачать топливо для доставки его в цилиндры.

Обладатели машин с инжекторными двигателями знают, что сразу после поворота ключа можно одну-две секунды слышать, как включается бензонасос. Его задача – подавать горючее в систему, и, если насос неисправен, двигатель не заведется. Звук его работы – характерное жужжание, и когда оно не слышно, то, скорее всего, проблема в бензонасосе или цепях его питания. Нужно проконтролировать исправность:

  • самого электробензонасоса;
  • реле;
  • предохранителя;
  • проводов питания, идущих на узел.

Насос инжекторного ВАЗ 2109:

Интересно: у инжекторных машин следует проконтролировать, есть ли горючее в топливной рампе. На ней есть особый регулирующий клапан, при нажатии на который должен начать течь бензин. Это укажет, что горючее в рампе присутствует и подается на форсунки.

Если машина карбюраторная, то у нее насос, скорее всего, приводится в действие посредством передачи крутящего момента от распределительного вала. Чтобы провести проверку, нужно демонтировать шланг, идущий на впускной штуцер карбюратора, дополнительно шланг можно снять и с выхода насоса. После этого рычагом ручной подкачки (есть на насосе) следует подкачать немного топлива. Если узел в порядке, будет наблюдаться истечение бензина.

Замечание: автору неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией выхода из строя бензонасоса, когда автомобиль достаточно долгое время двигался с почти пустым баком, без долива топлива. Дело в том, что бензин на отечественных АЗС далеко не всегда отличается высоким качеством, в нем присутствуют примеси, которые оседают на дне бака. Когда наполнение топливного резервуара падает, насос начинает «зачерпывать» со дна грязный бензин/солярку с осадком, который забивает механизм насоса, фильтры, топливные форсунки, приводя ко сбоям, троению двигателя, и полной невозможности завести таковой.

Нередки ситуации, когда забиваются топливные фильтры, тогда жидкость уже не может нормально проходить через них, и стартер «крутит» вхолостую. Следует проверить фильтры и прочистить/заменить их при необходимости.

Как происходит запуск двигателя

Двигатель внутреннего сгорания работает только в том случае, если выполняются следующие условия:

  1. В цилиндры двигателя поступает достаточное количество смеси топлива и воздуха.
  2. В нужный момент (а если точно, то после того как сожмется воздушно-топливная смесь) свеча выдает искру высокой мощности.
  3. Распределительный и коленчатый вал вращаются с необходимой частотой, которая строго подобрана. Только таким образом правильно работает газораспределительная система и своевременно заполняются камеры горючей смесью.

Когда водитель проворачивает ключ зажигания, то на реле стартера подается напряжение, таким образом активируется электрический двигатель. Его функция заключается в зацеплении маховика с коленвалом. Затем начинает вращаться коленвал, его угловой момент преобразуется в возвратно-поступательные движения поршней.

Когда цилиндры начинают свою работу, то в дальнейшем это приводит к движению распределительного вала. Последний нужен для того, чтобы своевременно открывать клапана для наполнения камер сгорания смесью.

Распределительный вал

Рекомендуем: Ремонт колесных дисков

За своевременную доставку горючей смеси отвечает система питания ДВС. Как только поршень передвинуться в верхнюю точку сжатия, на искру подается высокое напряжение. Таким образом при поджигании смеси создается небольшой взрыв, расширившиеся газа воздействуют на поршень и он перемещается двигая коленвал. Мы описали принцип запуска двигателя внутреннего сгорания, помните, что модификации мотора могут быть разные, поэтому алгоритм запуска может отличаться.

Работа двигателя внутреннего сгорания

Проблемы с зажиганием

Итак, предположим, что стартер в порядке, топливная система проверена, но двигатель по-прежнему отказывается заводиться. Причина этого может крыться в сбоях зажигания («нечем воспламенять»).

Первое, что следует проверить – это состояние свечей зажигания, катушек и идущих к ним высоковольтных проводов («бронепровода»). Выход их из строя ведет к тому, что на свечах не появляется требуемая для возгорания искра.

Наличие искры инжекторного двигателя можно определить, выкрутив одну из свечей. Таковую следует извлечь, затем надеть на нее бронепровод и приложить свечу юбкой к блоку цилиндров.

Важно: желательно проводить операцию вдвоем.

После этого ключом следует прокрутить стартер: если ток на свечу поступает и искра есть, это будет видно невооруженным глазом. Искра на свече:

Важно соблюдать технику безопасности и не прикасаться к электродам! Если свеча никак не реагирует на работу стартера, значит, есть проблемы с ней, проводами или самой катушкой зажигания. Следует провести более тщательную проверку этих элементов.

Катушки можно проверить «в полевых условиях», просто переставив местами провода. Если где-то есть неисправность, такая перестановка их быстро покажет.

Важно: отсутствие искры на одной или нескольких свечах может указывать на общий сбой в модуле зажигания, который в такой ситуации тоже должен быть проверен.

Катушку карбюраторного двигателя можно проверить еще одним «полевым» методом: извлечь центральный провод и приблизить его конец к металлической поверхности миллиметров на 5, после чего «крутануть» стартер. Должна возникнуть искра; если ее нет, то катушка неисправна. Если же реакция есть, но двигатель отказывается заводиться, следует снять крышку трамблера и проверить состояние этого узла.

Вместо вывода

Причины из-за которых не заводится авто могут быть самыми разными, но определить настоящую и решить проблему смогут только специалисты. В официальном дилере десятка автомобильных марок FAVORIT MOTORS проверка автомобиля занимает минимум времени. Диагностику проводят на профессиональном оборудовании, и если надо используют специальные «дилерские» инструменты. Стоимость работы обговаривается с водителем заранее и не меняется. На любой ремонт есть гарантия.
Запись на сервис Контакты сервисного центраЗадать вопрос

Сигнализация

При невозможности завести двигатель следует обратить внимание на сигнализацию машины. Многие современные автомобили снабжены иммобилайзерами, которые препятствуют работе силового агрегата до выполнения владельцем определенных действий (нажатия кнопки на брелке, прикладывания «таблетки» и т.д.). Если завестись не получается, возможно, просто не снята защита иммобилайзера.

Автосигнализация способна блокировать двигатель и сама по себе, если имеется какой-то сбой в ее основном блоке.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится?

В половине случаев, когда автомобиль отказывается запускаться, виноват стартер. Вместе с тем, другая половина приходится на ситуации, когда стартер исправно вращает коленвал, а мотор запускается только после неоднократных попыток или же и вовсе молчит. Виной этому могут быть самые разнообразные причины.

Невнимательность или халатность водителя

Пресловутый человеческий фактор может проявляться самым неожиданным способом. К примеру, банальным отсутствием топлива или включенная сигнализация, которая блокирует бензонасос. А бывает еще так, что какой-то «доброжелатель» забил выхлопную трубу, или же нерадивый шофер, сдавая назад, воткнулся в кучу грунта или сугроб. Подобные причины не относятся к разряду технических неисправностей, однако нервов могут попортить немало.

Технические проблемы — неисправности стартера


Каждый мало-мальски опытный водитель отличит звук стартера, который исправно вращает двигатель, от бесполезного жужжания его электромотора при отсутствии зацепления с маховиком. Приступая к поиску неисправности, следует обязательно убедиться в том, что стартер функционирует нормально, а при его работе не наблюдается посторонних стуков, щелчков и сбоев.
Стартер считается неисправным в таких случаях:

  1. Шестерня бендикса не может войти в зацепление с зубчатым венцом маховика. Проявляется это в громком металлическом скрежете, который появляется при включении стартера. Причина этого явления — износ сопрягаемых поверхностей, выкрошенные зубья и т. д. Решение проблемы – в установке нового маховика или венца. Последний можно развернуть на 180° и таким образом обойтись без покупки новой детали.
  2. Заедает механизм обгонной муфты или втягивающего реле. При этом электромотор стартера жужжит, однако он не предпринимает никаких попыток запустить двигатель. В отдельных случаях помогают многократные попытки включения стартера, однако это лишь на некоторое время отодвигает необходимость его ремонта или замены.
  3. Прослаблен венец. Подобная неисправность случалась на авто конца прошлого – начала нынешнего века, включая популярные «девятки». В этом случае стартер входит в зацепление с венцом и начинает его крутить, однако тот со скрежетом проворачивается на маховике. Поможет лишь замена последнего.

Видео: Смотреть всем у кого проблемы с включением стартера. Полезный совет от автоэлектрика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]