Получив удостоверение водителя и купив автомобиль, стоит некоторое время поездить на не очень оживлённых трассах и отработать парковку в местах, где это действие можно сделать максимально просто. Это необходимо сделать не только потому что опыт вождения у вас еще слишком мал, но и потому что нужно привыкнуть к вашему новому железному другу и почувствовать габариты автомобиля. На этом этапе многие задаются вопросом – как почувствовать габариты машины, если я — новичок. Именно чувство габаритов позволяет совершать любые маневры, не нарушая собственной и чужой безопасности.
Рекомендации и советы: как ощущать габариты автомобиля.
Габариты
К понятию габариты обычно относят высоту, длину и ширину автомобиля. Но машина не находится только в статическом положении у неё имеются и динамические габариты. Те, кто внимательно обучался в автошколе, знают, что существуют шесть основных показателей:
- Прямая, продолжающая колеса – левые и правые.
- Линия продолжения переднего бампера.
- Заднего бампера.
- Передней оси.
- Задней оси.
Эти параметры абсолютно разные у разных марок и к ним нужно привыкать не только новичкам, но и довольно опытным водителям. Хорошо их ощущать можно только по прошествии некоторого времени – это опыт поездок именно на данном автомобиле. Только почувствовав свое авто, водитель сможет без проблем встроиться в плотный поток машин или припарковаться на очень небольшом и неудобном месте. Это же чувство позволяет объезжать неровности на дороге или двигаться на пересеченной местности. Определить за рулем новичка довольно просто, многие из них во время поездки пытаются вытянуть шею и попытаться рассмотреть дорогу перед бампером. У таких водителей часто можно увидеть различные мелкие повреждения бампера, переднего и заднего, или фар. Всё это — чаще всего, результат неудачной парковки. Этого можно постараться избежать, ведь даже мелкий ремонт часто обходится в очень кругленькую сумму.
Зачем учится чувствовать габариты автомобиля
Ощущение своего автомобиля, необходимо для безопасной езды. Правильное понимание размеров авто поможет вам ловко парковаться, перестраиваться между полосами, обгонять впереди идущий транспорт, двигаться в потоке и объезжать препятствия.
Выделяют два вида габаритов:
- статические;
- динамические.
Статические – это основные параметры автомобиля, ее размеры.
Динамические – это фактическое расстояния от края корпуса до условного препятствия, который определяется по ходу движения. Водитель, по мере приближения к реальной точке, высчитывает приблизительное расстояние к ней. Расстояние определяется в динамите – в движении.
Именно ориентация в пространстве поможет водителю не задеть бордюры и другие транспортные средства. Если вовремя затормозить перед препятствием, то можно избежать столкновения. А ошибочная оценка расстояния приводит не только к царапинам и прочим повреждениям лакокрасочного покрытия автомобиля, но и более серьезным последствиям: авариям и вмятинам.
Чтобы чувствовать габариты, необходимо выработать специальный навык. Приобрести его можно в ходе практики вождения, либо отработать специально. Пригодится умение в различных ситуациях:
- на парковке – поможет заехать в узкое пространство, не задеть бампером или крылом оставленные машины;
- на дороге – при перестроении оценить расстояние до соседних машин, при соблюдении дистанции в пробках, при разъезде с транспортом на узких участках проезжей части, при предоставлении приоритета переходам;
- при заезде в гараж – ощущение собственных размеров машины сообщит, когда необходимо остановить машину, чтобы можно было закрыть ворота и спокойно выйти из авто.
Получить консультацию
Выработка чувства габаритов
У хорошего водителя чувство машины происходит автоматически, как бы подсознательно, и цель любого новичка достигнуть именно такого уровня. На вопрос, как привыкнуть к габаритам новичку, ответ однозначный — нужно не лениться и заняться самоподготовкой. Опытные автомобилисты и инструкторы по вождению говорят о нескольких группах возможных комплексов:
- Прохождение комплекса индивидуальной, можно самостоятельной, подготовки при использовании подручных или стационарных средств.
- Индивидуальные подготовительные работы с автомобилем.
- Прохождение тренировки с использованием вспомогательных электронных устройств.
Сели на новое авто и надо сразу ехать: что делать?
Часто возникает вопрос, как научиться чувствовать габариты машины, если времени совсем мало, а тренироваться некогда. В этом случае важно сохранять спокойствие и следовать намеченному плану. Первое – нужно обеспечить оптимальный обзор путем настройки зеркал, сидения по высоте и отдаленности от руля. Откидывать сидение строго не рекомендуется, спинка максимально вертикальная. Расслабиться можно будет после привыкания к габаритам.
Первые маневры следует совершать по минимуму. Сдавать назад только в случае крайней необходимости, избегать перестроений, пока не придет чувство уверенности. И главное – нужно не бояться, а сразу садиться и ехать медленно, постепенно оценивая расстояния. Опытным водителям потребуется лишь несколько минут для того, чтобы оценить все размеры. Новичкам потребуется больше времени. Опыт обязательно приходит после начала поездки.
Индивидуальная подготовка автомобиля
От того насколько удобно, а главное — правильно водитель сидит за рулем, будет зависеть адекватность управления автомобилем. Правильная посадка позволяет сократить лишние движения водителя и ускорить процесс принятия решения. Это достигается за счёт того, что водитель имеет правильное положение рук и ног, а кроме того, и достаточный обзор, без лишних наклонов и заглядываний. Для установки оптимальной посадки водителю необходимо сделать специальную подгонку. Подгонка сиденья для водителя и руля
- Сядьте на водительское сиденье и отрегулируйте его только под себя. В идеале нужно на полную выжать сцепление и подвинуть сиденье вперёд или назад, чтобы было удобно и не появлялось желание тянуться. Спинка регулируется с учётом того, чтобы при работе ног не приходилось перемещать все тело.
- Тоже самое сделайте с рулем – между ободом рулевого колеса и вашими коленями должна поместиться ладонь, а вторая рука в тоже время должна быть вытянута над рулём и касаться его верхней точки запястьем.
Как понять габариты автомобиля: ошибки начинающих
Особенно остро проблема ощущения автомобиля стоит перед водителями без опыта. Новички, недавно получившие водительские удостоверения, жалуются: не чувствую размеры машины. В первый год своей практики автолюбители сталкиваются с проблемами парковки и маневров на узких участках: им сложно развернуться на небольшой площадке, в ограниченных условиях, среди множества других препятствий.
Когда я сел за руль первый раз, мне казалось, что я сижу по центру, а справа и слева от меня находится одинаковое расстояние до колес. До сих пор, после 10 летнего стажа вождения, наверное, как и многие водители, я лучше ощущаю левые габариты – вдоль водительского сиденья.
Как видим, в первую очередь следует понять, что к правому колесу – большее расстояние, нежели к левому.
Вторая ошибка новичков – пытаться увидеть то, что находится перед бампером, выглянуть за капот. По этой причине многие начинающие воители подвигают водительские сиденья ближе к лобовому стеклу, упираясь в руль. Не стоит этого делать. Водителю необходимо смотреть на дорогу, а не под колеса. Ощущать размеры автомобиля вы сможете, когда получите достаточную сноровку.
И еще один совет – главное научится пользоваться зеркалами. В зеркале кажется, что соседние автомобили находятся дальше, чем в реальности. Вы думаете, что сзади идущая машина еще далеко, так как она достаточно мелко выглядит в зеркале, на самом же деле – это всего лишь обман зрения.
ВАЖНО ЗНАТЬ. Боковые зеркала и зеркало заднего вида имеют «мертвую зону». Слепая зона автомобиля – это пространство вокруг машины, которое не отражается в зеркалах. Водитель может не увидеть со своего места рядом идущий транспорт. Поэтому стоит помнить, что перед тем как начинать маневр,нужно предварительно несколько раз взглянуть в зеркала, убедившись в его безопасности.
Упражнения для доведения чувства автомобиля до автоматизма
Существует довольно большое разнообразие вариантов тренировок для неопытных водителей, которые позволяют в кратчайшие сроки почувствовать габариты автомобиля. Мы хотим познакомить вас с самыми действенными.
Маячки
Это самый простой, но от этого ничуть не менее полезный способ ощущать габариты. Для этого метода нам потребуются следующие абсолютно безопасные для автомобиля предметы:
- Конусы любого яркого цвета.
- Бутылки пластиковые, наполненные песком. Для лучшей видимости в бутылки можно воткнуть яркие флажки.
- Мешки или картонные коробки, набитые чем-нибудь очень мягким.
- Старые шины.
Следующим этапом будет установка данных маячков. Теперь можно приступить непосредственно к работе.
- Водитель должен остановить свой автомобиль так, чтобы он передним бампером, сначала центральной частью, а затем боковыми сторонами, коснулся установленного маячка. Важно именно коснуться, а не сбить или не доехать – это получается примерно с десятого — пятнадцатого раза.
- Затем это же упражнение нужно отработать и с задним бампером. Эти упражнения должны быть доведены до автоматизма.
- После прохождения первых двух этапов нужно идти дальше. Отмечаем маячками контуры двух машин с расстоянием в 9 – 10 метров. Далее начинаем отрабатывать метод параллельной парковки, что считается довольно сложным.
- В бутылки с песком ставим высокие палки, которые будут имитировать ворота и начинаем отрабатывать проезд. Сначала расстояние между бутылками должно быть примерно равно ширине вашего авто + 1 метр. Затем постепенно сужаем расстояние, уменьшая его каждый раз на 10 см. Упражнение будет считаться отработанным, если вы сможете провести автомобиль в просвет, превышающий габариты транспортного средства всего на 10 см.
Отработка чувства линии колёс
Чтобы научиться чувствовать линию колёс нужно потрудиться. Для этого снова используем подручные средства, это может быть пластиковая бутылка или небольшая картонная коробка. Выставляем подготовленный предмет перед автомобилем и поочерёдно наезжаем на него сначала левым, а потом правым колесом. После этого упражнения, уложите эти предметы на расстояния метра друг от друга и проезжаем таким образом, чтобы они оказались между колёсами.
После отработки этих навыков, используйте такой же алгоритм действий только при движении задним ходом. Это довольно сложное упражнение, но при систематическом выполнении вы научитесь оценивать габариты машины за короткий срок.
Отрегулировать зеркала заднего вида
Перед тем, как начать движение, посмотрите в зеркала, если обзор затруднён, нужно отрегулировать их. В зеркале заднего вида должно полностью просматриваться заднее стекло автомобиля, при этом вы не должны приподниматься на кресле или втягивать голову. А в боковых зеркалах должен отражаться край кузова вашей машины на уровне ручек и соседняя полоса.
Глядя в зеркала при перестроении может показаться, что автомобиль на соседней полосе ещё далеко, но будьте осторожны, расстояние может быть обманчивым. Совершайте манёвр, убедившись в его полной безопасности, со временем вы без труда будете ориентироваться в пространстве и оценивать дорожную обстановку.
Тренировки перестроения
Поможет разобраться, как чувствовать габариты машины, повторение упражнения «парковка в ограниченном пространстве». На помощь приходят пластиковые высокие предметы. На пустой площадке имитируют линии бордюра и габариты стоящих автомобилей, между которыми придется втиснуться. Лучшим вариантом, конечно, является реальный заезд во двор или на стоянку возле гипермаркета. Но новичкам лучше сначала потренироваться в пустынных местах.
Для примера возьмем модель «Тиида Ниссан». Габариты машины такие же, как у большинства популярных седанов. Для обучения выбирать более мелкий транспорт не рекомендуется. Выбранный вид авто проходит во все классические гаражи, помогает в будущем быстро оценивать достаточные размеры парковочного места из салона автомобиля.
Тренировки должны проводиться в различное время суток. Ночью расстояния начинают восприниматься иначе из-за света фар. В яркий день возникает меньше аварийных ситуаций, согласно статистике. Даже профессионалы допускают ошибки от усталости или после бурно проведенного вечера. Аналогично стоит тренироваться постоянно, чтобы в будущем не тратить деньги на дорогостоящий ремонт.
Советы новичкам
Чем больше будет уделяться времени тренировкам, тем лучше. Почувствовать габариты без должной практики невозможно, поэтому не стоит ограничивать учебу лишь уроками в автошколе. Профессиональные водители рекомендуют начинающим автомобилистам придерживаться следующих рекомендаций:
- не пытаться рассмотреть что-либо под колесами машины в ходе движения;
- не сосредотачиваться исключительно на дороге впереди;
- учитывать, что в боковых зеркалах предметы кажутся меньше, чем есть на самом деле;
- больше внимания на тренировках уделять движению назад.
Научиться безопасному вождению можно только с инструктором. Самостоятельные занятия позволят закрепить и улучшить полученные навыки, поэтому их нельзя игнорировать, но и отказываться от профессиональной помощи также нецелесообразно. Если вы хотите стать уверенным водителем и получать удовольствие от поездок, записывайтесь на курсы в автошколу «Вектор».
Важные аспекты
Главной ошибкой новичков является желание увидеть, что происходит перед бампером, эта привычка очень нежелательна. Кроме того, опасна при движении: когда вы едете, нужно смотреть только перед собой, а не перед бампером.
Когда вы осуществляете парковку задом, важно правильно настроить зеркала, они станут главными помощниками. Такая настройка имеет следующий вид: внешние зеркала должны быть направлены и показывать водителю колеса задней оси. Наружные применяются для того, чтобы прочувствовать боковые очертания. Обращайте внимание на крайний участок внешних зеркал.
Осуществляя проезд по трассе за городом, если появляется необходимость перестроиться на другую полосу, смотрите в соответствующее боковое зеркало. Часто неопытные водители подрезают других участников дорожного движения, так как не понимают, что, собственно, нужно делать с этими зеркалами. Осуществлять перестройку можно только тогда, когда в зеркале вы видите всю машину, которая движется за вами.