Chevrolet Niva Status Quo › Бортжурнал › Замена ДПДЗ и чистка дроссельной заслонки.
И так, продолжим цикл ремонтов. Ещё летом периодически стал замечать зависание оборотов на ХХ или их плавный рост на ХХ. Но появлялось редко и сбрасывалось резким нажатием на педаль. По осени эта проблема стала появляться чаще и чаще. Обзвонил все магазины Ярославля, но нигде не было в наличии бесконтактного ДПДЗ производства калужского завода Автоэлектроника. Пришлось заказать в интернете по коду 36.3855. Конечно, я был сильно удивлен, что в целом городе нет хорошего датчика.
Сегодня датчик пришел и я решил сразу же поставить.
Датчик пришел без коробки — в обычном пакете, но маркировка нужная.
Поменять его я решил со съемом дроссельной заслонки, заодно решил ее помыть и посмотреть на РХХ. Снимаем гофру и запоминаем положение шлангов подогрева. ОЖ, вопреки ожиданиям, почему-то из шлангов не потекла.
Не могу сказать, что узел требовал срочной помывки, но раз уж запланировал…
Акустический патрубок был на месте и цел, хотя я сомневался. От греха подальше я его извлек.
Дальше дело за малым: снимаем датчики, прыскаем очиститель карбюратора, ставим датчики. С завода стоял Арзамасский Рикор. Откручиваем и откладываем в сторону, поролон решил переставить — пусть будет
Достал РХХ — шток немного был в масле, опрыскал карбклинером.
Дальше я хорошенько помыл сам дроссель
И поставил все датчики на место
Завожу. Холостой ход плавает, обороты порядка 1300. Делаю инициализацию эбу, снова завожу и все стало нормально. Прокатился, вроде все нормально. Показалось, что отклик на газ стал четче. Теперь буду наблюдать — надеюсь обороты не будут больше зависать.
ПС: а в моем блоге можно посмотреть красивые фотографии Углича, например. Заходите, подписывайтесь!
Источник
Признаки неисправности и способы их устранения
Механизм дроссельной заслонки имеет высокий запас прочности и почти не подвержены износу. Проблемы возникают из-за загрязнения узла. Атмосферный воздух, который в больших объемах проходит через дроссель, очищается воздушным фильтром.
Это интересно: Порядок регулировки клапанов на 8-ми клапанном ВАЗ-2110 своими руками
Однако в нем остаются мельчайшие частицы пыли, которые оседают на деталях механизма. Процесс усугубляется за счет мелких брызг масла, которые проникают вместе с картерными газами.
На стенках и заслонке образуется налет, который не дает заслонке полностью закрыться или мешает ее плавной работе. Забитые каналы узла создают сопротивления воздуху, в результате чего падает мощность двигателя.
Признаки загрязнения ДЗ:
- Нестабильная работа двигателя на низких оборотах.
- Рывки при движении на малом газу.
- Проблемы с запуском мотора.
- Падение мощности.
Для устранения неисправности необходимо почистить дроссельную заслонку. Сделать это можно специальным аэрозолем, который растворяет налет на внутренней поверхности дроссельного узла.
Chevrolet Niva › Logbook › Чистка дросселя и вентиляции картера + разные мелочи, 68 690 км.
Всем добра! Машина не дает скучать. 1. В моторе наблюдается расход масла. С момента замены (около 3500 км назад) долил примерно 200 мл. Двигатель выше 3-3,5 тыс. об/мин. не кручу. Сейчас залито ZIC X9 FE 5W-30. Грешить на это масло пока не вижу смысла. Уже не в первый раз залито в другие автомобили и проблем с его расходом никогда не было. Явных потеков на моторе не наблюдается. Решил начать с профилактических мероприятий. Снял и промыл дроссельную заслонку (стоит вот такая арт. 2123-1148010), клапан холостого хода (стоит такой 21203-1148300-03), ресивер, сапун двигателя с заменой большого (арт. 2123-1014240) и малого (арт. 2123-1014056) патрубков. Заодно заменить прокладку крышки сапуна (арт. 2101-1014215), прокладку ресивера (арт. 2123-1008055-01), прокладка ресивера на шпильку (арт. 2123-1008033), прокладку дроссельной заслонки (арт. 2112-1148015). Собственно основная грязь была на клапане холостого хода. Остальные детали более-менее чистые. После сборки, запуск с первого раза, обороты холостого хода стали еще стабильнее (ранее, судя по показаниям БК, обороты держались 800-840, сейчас до 800 падает очень редко, в основном держаться на 840 об/мин). Приемистость мотора осталась на том же уровне. 2. Опять завис клапан в крышке расширительного бачка. Собрал из трех крышек одну. Внутренности взял от крышки производства “Автоприбор” (арт. 2108-1311065-01). Заметил, что крышке Автоприбора три отверстия для выхода воздуха из бачка имеют диаметр 3,5 мм. На всех остальных крышках 1,5-2 мм. В итоге отрегулировал пробку на давление 0,5 кгс/кв.см. Дабы уйти от проблем с пробкой, есть мысли перейти на бачок от Рено Логан (аналог, бачок Meyle с крышкой, арт. 16142230000, 847 руб., не такие большие затраты). 3. Касаемо ГБО. Система работает, все в порядке, все нравится. Расход по трассе составляет 11,5 л в городе около 13 л. Странно, но меньше, чем на бензине. Единственное, иногда плавают обороты холостого хода. Причем при работе на бензине проблем с холостым ходом нет. На днях поеду к установщикам ГБО. По результату дополню запись. Для удобства перенес кнопку ГБО на панель управления заслонками.
Дополение от 16.03.2021 г. Съездил к установщикам ГБО. Подключили комп с ПО. Период обучения ГБО (после установки оборудования нужно проехать 100 км на бензине), прошёл хорошо. В ручную чуть подкорректировали карту и обороты ХХ теперь в норме 840 иногда 880 об/мин. Удачи на дорогах!
Источник
На что влияет диаметр проходного отверстия
Количество топливно-воздушной смеси, которая попадает цилиндры, определяет мощность двигателя. Оно зависит от двух факторов:
- Степень открытия клапана — от 0 до 100%.
- Сечение проходного отверстия.
Первый показатель зависит от положения педали газа, а второй от конструкции дроссельного узла.
Заводская комплектация Нива Шевроле предусматривает установку заслонки диаметром 46 мм.
Чтобы увеличить поступление воздуха и мощность двигателя, автовладельцы устанавливают ДЗ с большим диаметром — от 52 до 58 мм.
Важно: мощность двигателя не растет пропорционально диаметру заслонки. Количество топливно-воздушной смеси зависит от рабочего объема цилиндров. Стандартного размера проходного отверстия достаточно для наполнения камеры сгорания. Увеличение диаметра заслонки не может радикально изменить характеристики мотора.
Максимальный размер тюнинговой заслонки, которую стоит ставить на стандартный двигатель Нивы Шевроле — 54 мм. Больший диаметр (56 мм) нужен лишь для спортивных вариантов авто с увеличенным объемом двигателя.
Увеличение проходного сечения дросселя без доработки двигателя дает лишь иллюзию прироста мощности. Отклик на нажатие педали газа становится резче.
Например, если слегка нажать на газ, стандартный дроссель откроется на 10%, а увеличенный — на 15-20%. При этом максимальная мощность и приемистость практически не меняется. Для того, чтобы камеры сгорания полностью заполнялись топливно-воздушной смесью, не придется выжимать педаль до упора.
Случается, что после установки увеличенной ДЗ стандартный двигатель действительно становится мощнее. Это имеет простое объяснение: вместо старой забитой заслонки монтируется новая чистая. Того же эффекта можно добиться простым и дешевым методом: снять и промыть дроссельный узел.
Совет: увеличенный дроссель имеет смысл ставить после расточки цилиндров и установки спортивного распредвала, который меняет фазы газораспределения.
Режимы управления подачей топлива
Как упоминалось выше в этой главе, количеством топлива, подаваемого через форсунки, управляет контроллер.
Топливо подается по одному из двух разных методов: синхронному, т.е. в определенном положении коленчатого вала, или асинхронному, т.е. без синхронизации с вращением коленчатого вала.
Синхронная подача топлива является преимущественно применяемым методом.
Синхронизация срабатывания форсунок обеспечивается использованием сигналов датчика положения коленчатого вала и датчика фаз.
Контроллер рассчитывает момент включения каждой форсунки, причем топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра. Такой метод позволяет более точно дозировать топливо по цилиндрам и понизить уровень токсичности отработавших газов.
Асинхронная подача топлива используется на режиме пуска и динамических режимах работы двигателя.
Контроллер обрабатывает сигналы датчиков, определяет режим работы двигателя и рассчитывает длительность импульса впрыска топлива.
Длительность импульса впрыска может быть проконтролирована с помощью диагностического прибора.
Конструкция
Заслонка – дисковый поворотный клапан на горизонтальной оси, открывающийся натяжением троса от педали управления(газа). В закрытое положение возвращается под действием спиральной пружины. Трос привода крепится к секторному рычагу, установленному на оси поворотного клапана. В корпусе из алюминиевого сплава выполнен воздушный диффузор, в котором размещается механизм заслонки. Кроме того, в корпусе отлиты каналы для охлаждающей жидкости, для прохода воздуха на холостых оборотах, вентиляции картера, продувки адсорбера и подачи разрежения в вакуумный усилитель тормозов.
На корпусе установлены регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки, электрически связанные с ЭБУ двигателя. Корпус дроссельного узла крепится к впускному коллектору на двух резьбовых шпильках, через прокладку.
Для присоединения шлангов, все каналы корпуса имеют штуцера (патрубки).
Принцип работы и устройство
Устройство представляет собой воздушный клапан, положение которого меняется при перемещении педали газа. Дроссельный узел включает несколько деталей:
- Корпус.
- Датчик положения ДЗ, который считывает сведения о ее положении и передает на ЭБУ двигателя.
- Канал холостого хода по которому воздух попадает в коллектор при отпущенной педали газа.
- Штуцер шланга продувки адсорбера.
- Регулятор оборотов холостого хода, изменяющий поступление воздуха при закрытой ДЗ.
- Дроссельная заслонка, которая непосредственно регулирует поступление воздуха и давление в коллекторе.
- Штуцер шланга вентиляции картера.
- Привод ДЗ, включающий ось, пружину и другие элементы.
- Штуцеры блока обогрева (нагрев производится охлаждающей жидкостью).
Дроссельный узел крепится к впускному коллектору. Для герметизации стыка используется прокладка.
Работает узел следующим образом:
- При перемещении педали газа заслонка поворачивается на оси и открывает доступ воздуха.
- Давление в коллекторе увеличивается, благодаря чему в цилиндры поступает больше топливо-воздушной смеси.
- Мощность двигателя и расход топлива увеличивается.
Прикрытый воздушный клапан создает разрежение во впускном коллекторе. Оно используется для привода усилителя тормозов и продувки адсорбера, фильтрующего пары бензина.
Особенности эксплуатации
Завод-изготовитель комплектует двигатель Шевроле-Нивы дроссельной заслонкой с диффузором 46 мм.
Программа управления и все датчики, контролирующие параметры работающего двигателя, корректно работают только с «родным» узлом.
Некоторые автопользователи, в надежде увеличить мощность мотора за счет добавления количества воздуха, устанавливают узел с диффузором увеличенного диаметра – 52, 54 и даже 58 мм. Разумеется, аэродинамическое сопротивление воздушного тракта в целом снижается, но потребляемое количество воздуха остается неизменным и практически равно объему проходящему через стоковый диффузор.
Дроссельная заслонка – не турбонагнетатель, подача воздуха в цилиндры под высоким давлением – не ее функция.
Увеличение поперечного размера диффузора заслонки снижает аэродинамическое сопротивление воздушного тракта в целом, но вызванный этим прирост мощности и изменение других параметров движка можно будет определить только в лабораторных условиях, с помощью приборов. Единственное, что ощутит пользователь авто – двигатель (без нагрузки!) более резво стал откликаться на нажатие педали газа.
При замене заслонки на бОльшую, обязательно нужно изменить параметры в прошивке авто(перепрошить).
Совершенно другая ситуация возникает, если двигатель подвергся тюнингу, с увеличением диаметра цилиндров, хода поршней и изменением фаз газораспределения (расточка блока, другие коленчатый вал и распредвал). В этом случае специалисты, сделавшие из стандартного мотора «спортивный», должны заранее знать – или рассчитать – требуемое сечение диффузора дроссельного узла(В программу блока ЭУД также необходимо внести изменения).
Это интересно: Троит двигатель ВАЗ 2106 — изучаем проблему: можно ли исправить своими руками
Даже после ремонта с заменой поршневой, на типовой двигатель рекомендуют устанавливать узел с проходным сечением не более 52 мм.
При работе любой двигатель изнашивается. Сквозь увеличившиеся зазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндров в картер начинают проникать газы из камеры сгорания и вместе с масляным туманом в картере, по системе вентиляции картера, попадают в канал холостого хода. Возможности воздушного фильтра не безграничны, частицы пыли размером менее 0,5 мкм проходят сквозь любое «сито». Мельчайшие частицы нагара, пыли и масла, встречаясь в корпусе дроссельной заслонки, превращаются в низкотемпературные шламы и оседают на окружающих поверхностях.
В итоге: сопротивление грязного диффузора растет, обросшая «мхом» заслонка препятствует движению воздуха. Трубопровод вентиляции картера, регулятор холостого хода и его канал забиты грязью.
По своей конструкции механизм дроссельной заслонки прост, практически не подвержен износу и очень долговечен. Нарушить его нормальную работу могут только внутренние загрязнения.
Снятие дроссельного узла
Подготавливаем автомобиль и отключаем минусовую клемму аккумулятора
Снимаем декоративный кожух двигателя
Крестовой отверткой откручиваем и ослабляем хомут крепления резинового патрубка подачи воздуха к дроссельному узлу
Ослабляем хомут и снимаем патрубок с переходного патрубка
Отсоединяем патрубок подачи воздуха от дроссельного узла и заводим его за стойку фиксатора декоративного кожуха двигателя
Надавливаем на фиксаторы колодки жгута проводов системы управления двигателем
Извлекаем колодку жгута проводов
Длинной головкой на 10 откручиваем три гайки крепления дроссельного узла
Аккуратно вынимаем дроссельный патрубок с трех шпилек крепления к ресиверу и извлекаем прокладку
Устанавливаем дроссельный узел в обратной последовательности.
Заменяем прокладку между ресивером и дроссельным узлом.
Момент затяжки гаек крепления дроссельного узла 5-8 Нм
Присоединяем шланг впускной трубы к дроссельному патрубку и закрепляем его хомутами. Момент затяжки хомутов 1,7-2,3 Нм.
После установки дроссельного узла никакой регулировки не требуется. Дроссельная заслонка устанавливается в исходное положение контроллером.
Источник
Общая информация
Дроссельная заслонка является важной составляющей системы подачи топлива в цилиндры мотора транспортного средства. Она регулирует объем подаваемого воздуха при создании горючей смеси и отвечает за соблюдение оптимальной для воспламенения пропорции бензина и кислорода.
По конструктивным особенностям, ДПДЗ представляет собой своеобразный клапан, регулирующий в топливной системе уровень воздушного давления при открывании и закрывании. В открытом положении давление увеличивается до атмосферного, а в закрытом — приближается к состоянию вакуума. Датчик положения дроссельной заслонки состоит из двух пассивных элементов, один из которых постоянный, а второй — переменный, суммарное сопротивление которых находится на уровне 8 кОм. На один из выходов резисторов подается постоянное напряжение, а второй подключен к массе. Таким образом, посредством изменения величины напряжения происходит передача сигнала о текущем месторасположении дроссельной заслонки в конкретный момент времени и управление положением дроссельной заслонки.
Симптоматика неисправности датчика
В главном блоке управления заложена программа: если один из важных измерителей прекращает работу, топливовоздушная смесь готовится и подается по усредненным показателям, а на приборной панели включается предупреждающее табло Check Engine. Аварийный режим работы с повышенным расходом горючего служит явным признаком поломки какого-либо датчика.
Коварство ДПДЗ заключается в том, что он не ломается в привычном понимании. Когда резистивная пленка начинает истираться, сопротивление устройства меняется непредсказуемо. Контроллер то «видит» в цепи работоспособный датчик, то отмечает некорректные скачки напряжения и пытается перейти в аварийный режим. Отсюда определяется главный признак неисправности дроссельной заслонки – периодически мигающее табло Check Engine.
Неполадка сопровождается изменением поведения двигателя, а точнее:
- «трясучка» и самопроизвольные остановки мотора, работающего на холостом ходу;
- разгонная динамика отсутствует, после нажатия педали газа наблюдаются рывки и провалы;
- повышенные холостые обороты силового агрегата (1500–2500 об/мин);
- машина «не тянет» вследствие потери мощности;
- рывки ощущаются и в процессе езды;
- расход горючего повышается на 10–25%.
Перечисленные признаки могут быть вызваны добрым десятком причин, начиная от неисправностей системы зажигания и заканчивая износом деталей двигателя. Вот почему важно отсеять неполадки, лежащие на поверхности, в том числе некорректную работу датчика положения дросселя.
Регулировка ДПДЗ
Если в процессе диагностики была обнаружена нестабильная работа двигателя, вызванная неисправностью датчика дроссельной заслонки, то необходимо выполнить регулировку этого электронного элемента. Первым делом необходимо отсоединить патрубок, по которому осуществляется подача воздуха. После этого, следует промыть его при помощи сильных растворителей, например, бензина или спирта. Для более качественного устранения загрязнений рекомендуется использовать кусок плотной ткани. Как только с патрубком будет покончено, аналогичную процедуру необходимо проделать с впускным коллектором и дроссельной заслонкой. Когда очистка будет завершена, осмотрите все элементы на наличие возможных механических повреждений.
Если с заслонкой все в порядке, то можно приступать непосредственно к самой регулировке. Первым делом, ослабляем фиксирующие винты. Для этого резко поднимаем их и резко отпускаем. Когда они ослабляться, вы услышите удар об упор. После этого, регулируем степень натяжения винтов до того момента, пока педаль газа не перестанет закусываться. Теперь, необходимо открутить фиксирующие датчик гайки и немного провернуть его, пока не будет достигнуто положение, когда изменение напряжения будет происходить исключительно при открытии заслонки. Когда желаемый результат будет достигнут, закручиваем до упора гайки, чтобы датчик надежно сидел во время езды и наслаждаемся стабильной работой силового агрегата.
Работой двигателя современного авто полностью управляет электроника. Контроллер собирает показания нескольких датчиков, готовит смесь топлива с воздухом и подает в цилиндры в нужном количестве. Поломка любого из этих измерителей влечет проблемы с мотором: сбои, повышенный расход горючего и потерю мощности. В данной публикации предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки (сокращенно – ДПДЗ), поскольку он чаще остальных выходит из строя, заставляя автолюбителей нервничать и искать неполадки в силовом агрегате.
Диагностика неисправности
Если вы столкнулись с одной из вышеперечисленных проблем, то необходимо выполнить проверку датчика дроссельной заслонки на работоспособность. Сделать это очень просто, поэтому нет надобности обращаться за помощью в автосервис. Все, что для этого понадобиться, — это мультиметр. Если при включении системы зажигания на измерительном приборе загорится индикатор неисправности мотора, то проблема скорее-всего заключается в ДПДЗ.
Далее, открываем капот и при помощи мультиметра проверяем наличие минуса. Для этого находим в купе проводов системы электропитания автомобиля массу и подключаем измерительный прибор. Если он показывает, что питание поступает на датчик, то причина заключается в выходе его из строя.
После этого, отключаем датчик дроссельной заслонки и проверяем размыкание на контактах электронного элемента. Если датчик исправен, то в процессе передвижения заслонки будет происходить изменение напряжения до величины напряжения аккумулятора. Если никаких изменений не наблюдается, то велика вероятность выхода из строя переменного резистора.
Принцип работы и устройство
Устройство представляет собой воздушный клапан, положение которого меняется при перемещении педали газа. Дроссельный узел включает несколько деталей:
Дроссельный узел крепится к впускному коллектору. Для герметизации стыка используется прокладка.
Работает узел следующим образом:
Прикрытый воздушный клапан создает разрежение во впускном коллекторе. Оно используется для привода усилителя тормозов и продувки адсорбера, фильтрующего пары бензина.
Как проверить ДПДЗ?
Чтобы подтвердить или опровергнуть симптомы неисправности измерителя, потребуется мультиметр либо другой прибор с функцией вольтметра. В комплекте должны быть заостренные щупы, иначе придется зачищать провода, подключенные датчику. Снимать изоляцию с проводников крайне нежелательно, так что при отсутствии острых контактов сделайте их самостоятельно – в будущем пригодятся.
Диагностика датчика производится путем замера напряжения между выходным проводом и массой машины. Алгоритм выполнения операции следующий:
- При отключенном зажигании снимите разъем ДПДЗ и по схеме определите, какая из трех жил является выходной. В автомобилях ВАЗ нужный проводник подсоединен к верхнему контакту колодки.
- Поставьте разъем на место и снаружи проколите найденный провод заостренным щупом. Второй зажим присоедините к «минусовой» клемме аккумуляторной батареи.
- Выставьте мультиметр на измерение вольтажа и включите зажигание. Зафиксируйте показания.
- Откройте дроссель до упора и снимите второй показатель напряжения.
- Плавно поворачивайте заслонку, наблюдая за ростом вольтажа. Значения должны меняться постепенно, без скачков и падений до нуля.