Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрен штраф за невключенный ближний свет фар, а также штрафы за другие нарушения правил пользования световыми приборами.
В 2021 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены световые приборы (дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары). Причем независимо от времени суток и условий видимости.
Рассмотрим штрафы за нарушение правил использования световых приборов:
- Как избежать штрафа за неправильное использование фар?
- Штраф за езду без света днем.
- Штраф за выключенные фары ночью.
- Штраф за дальний свет в городе.
- Штраф за включение противотуманного фонаря.
- Штраф за езду с одной фарой.
Штраф за езду без фар ночью
Ночью водители обязательно включают на машине ближний или дальний свет.
Дальний свет можно использовать на трассе, чтобы видеть дорогу перед собой, но нельзя:
- в населенных пунктах с фонарями освещения вдоль дороги;
- перед другой машиной, которая движется во встречном направлении. Дальний свет по правилам отключают за 150 метров до сближения, либо раньше, если водитель встречной машины моргнет фарами;
- при движении за другой машиной, чтобы не ослепить водителя через зеркало заднего вида.
Если на машине установлены фары-прожекторы или фары-искатели, ими тоже можно пользоваться только за городом, когда нет встречных машин.
Если машина стоит ночью на обочине, водитель обязан включить габариты, дополнительно может использовать другие фары.
Световые приборы – прочие особенности пользования
Еще один тип автомобильной светотехники – фара-прожектор или фара-искатель. Это прибор, дающий мощный и яркий пучок света, который можно направлять в нужную сторону. Используется лишь за городом (особенно на бездорожье) и при условии, что нет встречных ТС, водителей которых прожектор может временно ослепить. В городе подобная светотехника применяется лишь автомобилями экстренных служб.
А для автопоездов правила предусматривают специальный опознавательный знак в виде трех оранжевых фонарей на крыше кабины ТС. При движении он должен быть всегда включен, а ночью или при недостаточной видимости знак должен работать и во время остановок и стоянок.
Есть еще «правило хорошего тона», не регламентированное в ПДД. Если вы проехали мимо поста ГИБДД, автомобильной аварии или иной нестандартной ситуации на дороге – предупредите встречных водителей «миганием» фар.
Также вежливостью на дороге считается неприменение дальнего света и задних противотуманок без особой необходимости – светят они слишком ярко и нередко слепят других водителей. Но эти правила, в отличие от предыдущего, уже закреплены в ПДД.
Видео урок: правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Как избежать штрафа за езду без фар
Сразу включать свет. Самый простой способ не платить штраф за фары — завести привычку включать ближний свет автоматически, как только заводишь двигатель. С горящими ближними фонарями у инспектора не будет повода вас оштрафовать.
Не работают фары — включить противотуманки. Вместо ближнего света можно использовать дневные ходовые огни или передние противотуманные фонари. Это тоже законно.
Если поймали — сразу устранить неисправность. Если инспектор остановил за негорящие или грязные фары, попробуйте договориться, что исправите нарушение на месте — зажжете огни или протрете фары. По закону сотрудник ГИБДД имеет право ограничиться предупреждением и штраф не выписывать.
Что говорят ПДД, есть ли изменения с 6 июня?
А ПДД все так же однозначно и безусловно устанавливают в п. 19.5, что в светлое время суток водители любых движущихся транспортных средств обязаны использовать включенные ходовые огни или же пользоваться ближним светом фар для обозначения своего автомобиля.
Приводим ниже пункт правил без искажений.
А это значит, что вы обязаны в любое время года в светлое время суток двигаться с ближним светом или же с ходовыми огнями, если последние предусмотрены конструкцией вашего автомобиля.
Альтернативно водители могут использовать вместе ближнего света и ходовых огней противотуманные фары. Вот только не стоит путать классические «габаритки» с ходовыми огнями.
Но откуда же пошел слух про отмену ближнего света фар?
Запомнить
- Днем используйте ближний свет, ходовые огни или передние противотуманки. Ночью — ближний или дальний свет.
- Дальний обязательно выключают на освещенных дорогах и при сближении с другими машинами.
- Передние противотуманки можно использовать всегда, задние — только при плохом обзоре.
- Штраф за невключенные фары или неверное использование огней на дороге — 500 руб.
- Этот штраф можно оплатить со скидкой в первые 20 дней.
Все статьи автора: Илья Новиков
Внешние световые приборы. Чем из них можно или нужно пользоваться днём.
ФАРЫ.
Многие граждане утверждают, что водители в РФ начали ближний свет фар во время движения днем заменять габаритными огнями. Значительная часть россиян путает габаритные огни с дневными ходовыми огнями (ДХО). ДХО лишь только частично реализуют функцию габаритных огней. При движении в дневное с одними габаритными огнями в дневное автомобилистов могут штрафовать. А за движение с «противотуманками» штрафа не будет. Почему? Давайте разбираться…
ДХО – дневные ходовые огни.
ДХО в реальности часто называют габаритными огнями. В этом случае их путают со штатными «габаритами» огнями. Такая путаница не допустима. Почему? Габаритные огни – обозначают габариты транспортного средства спереди. ДХО отличается от габаритных огней внешним видом и формой. Как правило, ДХО в форме светодиодной ленты, которая вмонтирована в блок-фару. ДХО глазом водителя воспринимаются раньше, чем габаритные огни. Их свет ярче. Но свет ДХО не освещает пространство перед автомобилем. ДХО меньше потребляют электроэнергии. ДХО – элемент безопасности движущегося транспортного средства днем.
Основная задача ДХО — обозначение движущегося ТС (транспортного средства) в дневное время. Создание ДХО и их использование в составе внешних световых приборов сегодняшних ТС убрало необходимость использовать днем ближний свет фар. Светодиодам требуется меньше э/энергии, чем галогеновым лампам. Свет ДХО различим на несколько сотен метров раньше, чем ближний свет фар.
Ближний свет фар и ДХО.
В Европе обязали водителей днем передвигаться с включенным ближним светом задолго до того, как такое же требование было введено в Советском Союзе. Предположительно, первоначально с ближним светом в дневное время стали ездить в Скандинавских странах. В этих странах утренний туман — обыденность. По названным причинам, позднее автопроизводители блок-фары оснастили ДХО. С этого момента использовать ближний свет в дневное время больше не было обязательным. С начала второго десятилетия XXI века автопроизводители в странах, подписавших Конвенцию о безопасности дорожного движения.
Использование ДХО в РФ закрепление на законодательном уровне. Так, согласно пункту 19.5. ПДД, «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Что касается габаритных огней, то они должны включаться «при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости» (пункт 19.3. ПДД РФ).
Надеюсь, читатели поняли, что габаритные огни в этот перечень внешних световых приборов, которые обязательно использовать в дневное время, не входят. В случае если водитель игнорирует требование Правил, в его отношении может быть применена статья 12.20 КоАП РФ («Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами»). Она предусматривает наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
А каковы требования Правил в отношении противотуманных фар? Все тот же 19 раздел ПДД — пункт 19.4 — говорит, что противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар, в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар, а также вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 ПДД.
ИТОГ.
Днем на ТС во время движения должны быть включены дневные ходовые огни. Если они отсутствуют — ближний свет фар или противотуманные фары (без ближнего света или с ним в условиях недостаточной видимости). Всё просто!
Зачем днём надо включать ближний свет фар?
Появление требования о том, чтобы включать фары автомобиля в дневное время суток, стало явлением не случайным.
Скорости движения автомобилей стали намного выше, и очень часто транспортный поток движется по высокоскоростным магистралям за городом со скоростью, превышающей 100-120 км/ч. Итогом становится необходимость для совершения маневра участка длиной 30-500 метров. На подобной дистанции, автомобили, передвигающиеся по встречной полосе, различаются уже довольно плохо, в особенности в солнечный день, когда от поверхности асфальта исходят блики. При наличии многочисленных зайчиков от луж, столбов и других поверхностей, достаточно трудно различить один, который принадлежит встречному автомобилю.
Еще более неприятной становится ситуация, когда автомобиль имеет окраску темного цвета. В этом случае, его кузов становится практически незаметным для водителя на расстоянии в 500 метров. Возникновение подобных невидимок на дороге всегда происходит очень резко, и может доставить массу неприятных моментов для водителей.
Хуже всего такие автомобили без включенного освещения заметны при взгляде в зеркала заднего вида. Например, может иметь место ситуация, когда при взгляде в зеркала заднего вида водитель видит исключительно серый асфальт, и начинает выезжать на полосу встречного движения, чтобы обогнать фуру. После этого обычно раздается звуковой сигнал, и автомобиль, едущий сзади, начинает моргать дальним светом. Это его водитель, который забыл включить фары, возмущается тем фактом, что его не заметили и не пропустили. То есть, включение фар делает машину на порядок заметнее. Большая часть фар, вне зависимости от разновидности, делают машину на порядок заметнее, и даже перекрывают яркость дневного света. Но немало водителей не считает нужным включать фары, и ограничивается исключительно габаритными огнями.
Габариты — не лучший вариант. По яркости свечения габаритные огни сильно уступают передним фарам. Их совершенно не видно с большого расстояния и заметность транспортных средств они также не улучшают. Помимо этого, небольшого размера лампочки габаритных огней становятся отчетливо видны только тогда, когда машина уже почти поравнялась со встречным транспортом, так что смысла в их применении практически нет.
Причина такого поведения водителей скрыта во взятии примера с водителей зарубежных стран, где ездить днем с включенными фарами не принято. Вместо этого они включают огни замысловатой формы рядом с фарами, что нашими водителями рассматривается в качестве габаритов. Соответственно, они также начинают пользоваться только габаритными огнями, до получения разъяснений от сотрудника ГИБДД о том, что подобные действия на дороге не имеют смысла.
На самом деле, включаемые лампы сбоку от фар являются не габаритами, а дневными ходовыми огнями (ДХО). По степени яркости они сравнимы с ближним светом фар, и хорошо различаются на большом расстоянии. Это и стало причиной внесения изменений в ПДД, что привело к закреплению применения ДХО на законодательном уровне.
Последствия. За передвижение в дневное время суток без включенных передних фар, с одними только габаритными огнями, предусматривается штраф в 500 рублей, согласно статье 12.20 КоАП РФ. Кроме того, запрещена установка дневных ходовых огней на те автомобили, где их наличие не предусмотрено конструкцией.
Итог. В дневное время суток, водители автомобилей должны в обязательном порядке включать ближний свет фар либо дневные ходовые огни (при их наличии). Это позволит рассмотреть автомобиль с большого расстояния, и предотвратить создание аварийной ситуации.
Какие приборы используются ночью
Правильнее, конечно, сказать «в темное время суток», которое даже имеет определение в ПДД. Без сильного углубления в формулировки — это просто такое время, когда темно, в сумерках с утра или вечером и ночью.
Тут применяются фары в режимах дальнего и ближнего света. Если у вас ночная стоянка (или, если вы едите с прицепом, или поставлены на буксир), то необходимо перейти на габариты. Противотуманки в таком случае не должны работать отдельно, они сопровождаются дальним светом или ближним.
У кого имеется фара-прожектор, то не используйте ее, если едите по населенному пункту или когда видите встречный автомобиль. Это нарушение ПДД.
Правилами установлен порядок, который позволяет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. А потому не разрешается слепить встречных водителей дальним светом, если машины приблизились более чем на 150 м. Помимо того, водитель на встречной, может попросить вас переключить режим световых приборов. Это принято делать «морганием» фар.
Передвигаясь по территории хорошо освещенного населенного пункта, также не используют дальний свет. И, как в ситуации с дневным режимом, противотуманки на освещенной дороге запрещено применять без сопровождения ближним или дальним светом. ДХО ночью также не включают.
Для движения по тоннелям днем и ночью применимы все вышеперечисленные требования.
Дневные ходовые огни как альтернатива
Хорошим решением может стать установка дневных ходовых огней. Но и здесь есть свои нюансы. Новые автомобили, приходящие на российский рынок из Европы, уже оборудованы ДХО. Другие же автомобили, уже бороздящие российские просторы, приходится оборудовать ДХО самостоятельно и за свой счёт, чтобы немного сэкономить на описанных выше расходах и выполнить требования ПДД. К сведению скажем, что сегодня в России автомобилей, оборудованных дневными ходовыми огнями, в общем количестве составляет не более 2,5%, на Украине не более 1%.
При этом российское законодательство именно в вопросе установки дневных световых огней на транспортные средства оказалось более гуманным, чем на Украине. Так, техническим регламентом предусмотрено установление данного вида освещения самостоятельно или на специализированных СТО без последующей перерегистрации транспортных средств в ГАИ. Главное, чтобы новоустановленное осветительное оборудование соответствовало требованиям технического регламента «О безопасности колёсных ТС» пп.6.19.1 – 6.19.9, утверждённого Правительством Российской Федерации 10 сентября 2009 г., а также ГОСТ Р 41.87-99 и правилам ЕЭК ООН № 48 и № 87.
В двух словах основные требования сводятся к следующим параметрам:
• яркость ДХО должна варьироваться в пределах 400 – 1200 кандел; • цвет ламп должен быть исключительно белым; • расстояние между краями двух внутренних видимых поверхностей должно составлять не менее 60 см; • приборы должны располагаться на высоте от 25 до 150 см над уровнем дорожного покрытия; • геометрическая видимость горизонтального угла составлять 20° , вертикального — 10°; • ДХО должны включаться при запуске двигателя автоматически, а выключаться при включении противотуманных или фар ближнего/дальнего света, а также при выключении зажигания.
Но поскольку сама формулировка пунктов технического регламента несколько размазана, да и контроль над соблюдением этих самых требований не достаточно жёсткий, то каждый начал трактовать понятие ДХО по-своему. Кто диодные лампочки прямо в фары врезает, кто в противотуманках их устанавливает, а кто и вовсе в поворотниках умудряется найти им применение. Кстати, не так давно мы писали об установке ксенона, читайте здесь.
А результатом является такая себе какофония света, в которой теперь стало трудно отличить, где колонна, где автомобиль буксируется, где маршрутка, где горит только одна лампочка из двух. Про мотоциклы же и мопеды с их одной единственной фарой мы и вовсе умолим, так как в такой гирлянде они просто теряются. И тут уже, похоже, не до безопасности…
Опыт внедрения включенных фар днём
Так, в Европе правило «Сел за руль – включи ближний свет» существует давно (в Финляндии с 70-х годов). В большинстве стран Европы принятие решения включать или не включать ближний свет в пределах города полностью отдаётся на усмотрение и совесть самого водителя (за пределами же населённых пунктов БС или ДХО должны быть включёны всегда). Кроме того, установка дневных ходовых огней на ещё не оборудованные ими ТС является обязательной, но на льготных условиях. А это говорит о том, что в странах Европы заботятся не только о безопасности своих граждан, но и размере их кошелька. В странах же СНГ ситуация складывается несколько иная.
В России, для увеличения безопасности на дорогах, закон, обязывающий водителей включать ближний свет (БС) или ДХО в светлое время суток как за городом, так и в городе, существует с 2010 года (Постановление Правительства РФ №316). В Украине же он вступил в силу только в апреле текущего года и распространяется только на осенне-зимний период (с 1 октября по 1 мая) и только при езде за пределами населённых пунктов.
Результатом такого решения властей стала статистика, согласно которой по отчётам МВД в 2011 году количество аварий в России действительно уменьшилось на 15%. Но это лишь одна сторона медали. Но есть и другая сторона…